27 августа 2019 г. 13:49

191

4 [Не]реальные миры Галиной

Сборник «Красные волки, красные гуси» российской писательницы-фантаста Марии Галиной – это 12 текстов (1 повесть, остальное – рассказы), которые (как пишет в послесловии критик Данила Давыдов) чаще всего не поддаются точному определению канонических жанров фантастики. Меня поначалу ввело в недоумение это странное соседство разнообразных историй под одной обложкой. Действие большинства рассказов сборника разворачивается в реальном, видимом мире, связанном в разной степени с потусторонними мирами.
Искусно и (почти всегда) детально описанные Галиной миры либо очень тесно соприкасаются с нашим, постепенно проступая в нем, либо существуют независимо от него. Например, совершенно чуждый действительности мир в «И все деревья в садах» захвачен кровожадными вьющимися растениями – Мандрагорами, оплетающими людей, а затем принимающими их облик. В рассказе «Юго-западная железная дорога» только заснувшему в вагоне мальчику видны оба мира – подлинный и кажущийся. При этом реальный мир, видимый и взрослыми, и детьми, – «лишь крохотный пятачок реальности», этакий миниатюрный мирок. В тексте под названием «В плавнях» сверхъестественные существа (зеленые люди, русалки) живут почти в соседстве с нами.
Конечно, отдельно хочется упомянуть рассказ «Красные волки, красные гуси», давший, как нетрудно догадаться, название всему сборнику. В нем повествование от 3-го лица чередуется с фрагментами личного дневника героя (Дневник натуралиста). Московский зоолог, получивший задание от столичного музея и зоопарка найти и доставить живьем утку нестандартного цвета, отправляется покорять дальние края. И вот, оказавшись в затерянном среди лесов кордоне, он становится свидетелем мистических событий. Страшные звери-хищники, великаны, защищающие селения, щенки необычного происхождения – вот, если кратко, кого встретит наш бедолага зоолог.
Как ни странно, наиболее удачными текстами, способными напугать и ввести читателя в состояние саспенса, оказываются те, в которых нет растений-убийц, выпрыгивающих из воды русалок или страшных зверей. К ним можно отнести рассказы «В конце лета», «Краткое пособие по собаководству», «Ящерица». Последний, к примеру, заставил меня нервно перелистывать страницы в поисках ответа на вопрос «Ну как такое вообще случилось?», когда я уже дочитал его до конца. Ради таких острых ощущений Галину хочется читать (может даже запоем).

P.S
Для меня до сих пор остается загадкой присутствие странного, не вымирающего понятия «современная женская проза» (как, впрочем, и "мужская проза") в книжном пространстве. Оно красуется и в этом сборнике на авантитуле. Зачем – не пойму. Может, потому что Галина – женщина? Если это единственный аргумент в защиту «женской прозы», то я просто промолчу.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!