Больше рецензий

kr_andr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 сентября 2019 г. 16:57

609

5 Саша Соколов. Триптих (2011)

Давайте еще раз пройдемся по библиографии Саши Соколова. Первый роман - 1973 г, второй - 1980-й, третий - 1985-й год. А так же четвертый, по словам автора, утерянный в пожаре. Между 1985-ым и (условно) текущим годом - ряд эссе, пара рассказов и три поэмы вышедшие в ряде журналов. Я их не читал.

Но в 2011-ом вышел "Триптих" с теми тремя поэмами: Рассуждение, Газибо и Филорнит. Казалось бы - сенсация! Первая книга за 26 лет от "последнего русского писателя"? Каким бы тиражом выпустить? - так чтобы не прогадать, чтобы всем страждущим хватило? Ну? Ну? Сколько же? Я скажу - 1 500 экземпляров и не одного перевыпуска за прошедшие 8 лет.

Такие дела, друзья. И я не понимаю как так. Да мне кажется, что если просто каждый, кто называет Сашу современным краеугольным камнем русской словесности купит по книжке - это уже тыщ двадцать то будет, легко. Но нет. Вот я был в том (или позатом) году на одном из московских книжных фестов. Послушал там выступления двух авторов. Один из них радовался, когда ведущий провёл наследственную связь к нему от Соколова. Понимаете? Ладно те, кто не знают этого имени, но все остальные, те, кто в курсе, кто чтит, кто любит - почему им не нужна (была) новая книга Саши Соколова? И как так на всю нашу страну хватило (да еще и осталось до сих пор) 1500 экземпляров?

Может быть потому, что Триптих способен заставить растеряться и не понять, что только что было прочитано? Но ведь даже для этого вначале надо прочесть!

Когда то Саша Соколов назвал свои тексты "проэзия". Не знаю, помнил ли я об этом, но (для себя) назвал его новую книгу - прозаическими стихами. И в них, всё так же, сюжет - на половину - достраивается в голове читателя, а автор сообщает его через дуновение ветра и шелест листьев. Хотя... всё таки это преимущественно относится к романам. Здесь, в этой деконструкции, Саша Соколов решительно уходит от сюжета - (кажется) среди общего строя, мы, то тут то там, слышим голоса - один, второй и снова общий строй. И мы даже можем составить... если и не историю, то театральную сценку. Но задача, всё таки, (мне кажется) не в этом.

В лучшем, из виденных мною, интервью с автором, Глэд Джон спросил у Саши Соколова "Так каков же сюжет "Между собакой и волком"?" и Саша рассказал. Не знаю на сколько это существенно и насколько, вообще говоря, нужно читателю. Но вот тут, в Триптихе - я вижу не сюжет, а три состояния, которые Соколов и передаёт нам своими прозаическими стихами. Казалось бы, одно за другим сменились три ничто. Но ты чувствуешь, что они были решительно различны. И можешь даже вывести три жизненных временных этапа. По крайней мере, вывел я для себя. Может быть, мои чувства - "неправильный" ответ. Что ж, и такое возможно - если предположить, что поэзию можно чувствовать "неправильно".