Больше рецензий

20 сентября 2019 г. 01:48

662

5 Спойлер

Так получается, что знакомство с работами Бернарда Шоу у меня начинается с экранизаций. Так было с "Пигмалионом" (фильм "Моя прекрасная леди"), так было и с "Цезарем и Клеопатрой". И при чтении пьесы фильм с Клодом Рейнсом и Вивьен Ли буквально стоял перед глазами, потому что фильм фактически дословно воспроизводил пьесу. С одной стороны, это радовало, другой - в книгах я обычно хочу найти то, что в фильм не уместили, но в данном случае такого не оказалось. В итоге фильм выигрывает за счет отличных актеров, особенно Рейнса в роли Цезаря (он просто великолепен!).

Это не историческая пьеса. Клеопатра и тем более Цезарь не являются точным отражением тех людей, которых описывают историки, но Шоу такой цели и не ставил, как не ставил цели рассказать любовную историю, которую можно ожидать от такого сюжета. Напротив, Шоу старательно обходит все вопросы плотской любви и рождения Цезариона (плотская любовь присутствует разве что в намеках на будущие отношения Клеопатры с Антонием). Шоу затрагивает другую тему. "Цезарь и Клеопатра" - пьеса о власти, которую каждый понимает по-своему и удерживает по-своему. Цезарь - один полюс, Клеопатра - другой. Немолодой, мудрый, умный, циничный, при этом незлой по натуре человек с огромным жизненным опытом, готовностью искать компромиссы, но при необходимости и принимать жесткие меры, и юная неопытная девушка, которая цепляется за Цезаря, чтобы выжить в собственной стране, готовая идти по трупам ради своих целей. Между ними - пропасть. Не из-за возраста - из-за мировоззрения, отношения к другим людям и власти, и эти два разных и уже формированных характера Шоу раскрывает по ходу пьесы. Хотя, подобно Пигмалиону, Цезарь лепит из Клеопатры свою Галатею, но поздно: чем больше Клеопатра учится у Цезаря, тем яснее одно: эти два правителя идут разными путями. Цезарь помог ей обрести уверенность в себе, научиться управлять людьми, но он не смог дать ей ничего из того, что делало его самого Цезарем, так что в некотором роде она словно остается его отражением в кривом зеркале. И именно поэтому образ Клеопатры намного уступает образу Цезаря, который, напротив, выписан порой даже слишком великим и мудрым. И - человечным, что для прожженного римского политика выглядит не слишком правдоподобно, но в пьесе Шоу прописано органично и сильно.

На мой взгляд, Шоу очень точно написал финал: расставание Клеопатры и Цезаря, который пока еще на вершине своего могущества. Что будет дальше - остается за кадром.

P. S. Пьесу можно разбирать на цитаты - Шоу прекрасен.