25 сентября 2019 г. 23:32

1K

4.5

Посмотрите, пожалуйста, на первую фотографию.

Что вы видите? Что вы чувствуете?

картинка valeriya_veidt

Эта фотография висит на самом видном месте в одной из самых обычных школ Швеции. Правда, она отличается от тех групповых снимков, которые делаются по окончанию учебного года в обычных российских школах?

Теперь предлагаю вам посмотреть на один из самых обычных классов в Финляндии.

Что вас удивило? Что вы заметили?

картинка valeriya_veidt

Наверное, вы немного озадачены (как, впрочем, и я, когда оказалась в начальной финской школе). Во-первых, в классе нет интерактивных досок. Чудеса техники, считающиеся чуть ли не основным средством обучения в России, в финских школах используются очень редко. Во-вторых, в классе можно работать как в группе, так и в одиночку — всё зависит от целей учебного занятия и (внимание!) индивидуальных особенностей детей. В-третьих, в классе свыше четырёх зон для представления информации: по центру, как мы привыкли, располагается учебная доска; слева имеется информационная стена, где учитель размещает важную для проведения урока информацию; справка (поверьте мне на слово) висит маркерная и магнитная доски, на которых дети могут работать индивидуально; а ещё в наличии имеется мобильный флипчарт. И все эти доски задействуются на каждом занятии! Удивительно!..

И последнее фото — обычный холл старшей школы в Дании.

картинка valeriya_veidt

Видите ли вы закрепощённость подростков, одетых в униформу? Нет! То-то же.

Я провела вам небольшую экскурсию по трём школам трёх скандинавских стран. Все они и внешне, и содержательно отличаются от российской образовательной практики. Примерно то же самое сделал Александр Мурашев, собрав в своей книге впечатления, подкреплённые интервью педагогов и детей, от посещения необычных (по словам журналиста, «других») школ.

Но настоящая школа — это не услуга. Это раскрытие божественной искры в ребёнке. И ему нужна рядом другая искра, чтобы они лучше вместе горели.





Можно бесконечно сетовать, что, мол, у нас (в смысле, в России) так никогда не будет; а можно потихоньку преобразовывать среду в своём собственном классе. Маленькими шажками. Медленно, но верно. Ведь среда — это не только оборудование, сколько основополагающие подходы к обучению, требующие применения определённых образовательных технологий и приёмов.

Важно отметить, что А. Мурашев не даёт готовых ответов о способах повышения качества российского образования. Более того, в книге практически отсутствует информация о содержании деятельности «других» школ. Я говорю «практически» потому, что из того яркого сумбура информации всё-таки можно выудить отдельные крупицы полезных сведений о трансформации содержания образования. Книга А. Мурашева не об этом — она создана, чтобы вдохновлять учителей, методистов, руководителей и др. на позитивные изменения школьной жизни с учётом имеющихся традиций.

Вопрос «кто из нас быстрее гуглит» будет всегда решён в пользу молодых — у меня большой палец с такой скоростью не движется. Другое дело — что с этой информацией потом делать. И здесь мы встаём перед очень страшной проблемой. Мы, преподаватели, должны быть моральным авторитетом. А это гораздо сложнее, чем быть надсмотрщиком или носителем тайных знаний про present perfect.


Кроме того, хочется отметить ещё несколько достоинств книги.

На примере деятельности «других» школ А. Мурашев показывает, что, помимо предметных знаний, важно овладеть принципиально иными компетенциями (в науке это именуется «мягкими» / «гибкими» навыками или «soft skills»): свободно и критически мыслить, уметь творчески подходить к решению задачи, сотрудничать с другими людьми и т. д.

Сегодняшние четвероклассники начнут работать в 2028 году. Первые дети у них появятся в 2035-м. На пенсию они выйдут в 2075 году.


И самое главное: практически все «другие» педагоги, организующие «другое» обучение, сумели сохранить вкус к жизни, обладают способностью нестандартно смотреть на, казалось бы, самые обычные вещи и не боятся показаться странными. Всё вместе делает их («других» педагогов) похожими на детей — непосредственными, незашоренными и свободными.

Не в этом ли весь секрет?

Получается, что взросление — это когда мы перестаём быть счастливыми? Когда мы перестаём удивляться. Главное слово — «ух ты»! Когда ты говоришь: «Ух ты!» — ты ещё не повзрослел.





Куда ж без ложки дёгтя? Тезисно.

1. Претензия к редактору и корректору: не работает пару QR-кодов (см., например, стр. 148); неоднократно замечены пунктуационные ошибки.

2. К российским «авторским» школам, считаю, необходимо относиться с чуть большей осторожностью и меньшим восторгом. Зачастую их организовывают очень увлечённые яркие личности, имеющие определённый жизненный и профессиональный опыт, однако не обладающие специальной педагогической подготовкой. Напомню, что «другие» школы в Швеции, Финляндии, Франции и т. д. созданы профессионалами, а не фриками в системе образования.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!