Больше рецензий

19 ноября 2019 г. 21:59

236

Истинно научный метод неумолим и безжалостен.

Весьма похвальная, если подумать, попытка обобщить и проанализировать разрозненные и противоречивые знания человечества о потусторонних явлениях. Попытка дать этим явлениям вразумительное объяснение, обуздать и укротить, как сделали прежде естествоиспытатели, придумав физику, химию, биологию и положив тем самым начало понимаю природы и окружающего нас мира.
Главное отличие потустороннего мира (в предположении, что он действительно в некотором смысле реален и существует. Как известно, один только этот тезис возбуждает несмолкаемые по настоящее время философские дискуссы, набравших новую силу с появлением виртуальных пространств) от привычного нам материального - за исключением того факта, что он довольно плохо наблюдаем из мира физического и последователям автора проходится довольствоваться косвенным его проявлениям - в том, что мы не можем воспроизвести эксперимент после его наблюдения (тогда как, к примеру, Ньютон, мог подбрасывать яблоко сколько потребуется). Эту сложность рассказчик оговаривает и даёт относительно обоснованные доказательства тому, почему это не должно останавливать тех, кто задумал разыскать истину.

Ещё одна сложность, о которой автор если задумывался, то не посчитал нужным упомянуть при читателе, заключается в том, что накопленный тысячелетиями человеческой истории багаж знаний о потусторонних явлениях представляет собой не вызывающую особенного доверия мешанину фактов и вымысла, основанную где-то на суевериях, где-то на страхе, а иногда и простейшем непонимании давно изученных естественными науками явлений. Желая остаться полностью объективным, автору следовало бы либо отказаться от противоречивых оккультных знаний и начать с нуля, либо по крайней мере подвергать сомнению и верификации те принципы, которые он принимает на веру без какой-то проверки.С другой стороны, шаги в последнем направлении учёный всё же предпринимал - его рассуждения о причинах тех или иных явлений, в огромном количестве описанных в данной книге, содержат правдоподобные аргументы и не всегда согласуются с причинами, приписанными явлениям другими исследователями в этой области. Возможно, мы до сих пор имеем столь слабое представление о потустороннем (оговорка о его существовании уже была приведена выше и в дальнейшем подразумевается) лишь потому, что автор с его коллегами в данной области не располагали необходимой для изучения методологией, в связи с чем им осталось довольствоваться лишь редкими (однако, не столь уж редкими, если учесть хотя бы число свидетельств очевидцев необъяснимых явлений, вошедших в книгу) и, как правило, неожиданными проявлениями изучаемого явления. Кроме того, в силу индивидуальности подходов каждого из исследователей, у них не было возможности сравнить результаты друг друга и на их основе получить некое обобщённое знание, как это обычно происходит в классической науке.

Сама же книга ввиду невозможности произвести контролируемый эксперимент, обращается к мощи статистики и больших чисел (может быть, недостаточно задумываясь о том, чтобы числа были достаточно большими для применения данного метода. Тем не менее, для того, чтобы произвести впечатление на незнакомого с математической наукой слушателя этой выборки хватит с лихвой): в книге приведено поистине множество разнообразных примеров для каждого типа рассматриваемых явлений. К чести автора, на основании приведённого числа наблюдений проводятся сравнения и строятся обобщения, выносятся суждения, претендующую в некотором смысле на универсальность (тем не менее, каких-то постулируемых суждений равно как и предсказаний о появлении того или иного явления в конкретном месте в конкретный момент в книге не делается).
Выгодно отличает книгу от иных в подобной тематике явное присутствие автора, высказывающего собственные соображения либо о каждом приведённом случае, либо по крайней мере об обобщённой их совокупности. Подкупает также факт присутствия в книге развёрнутых мнений оппонентов рассказчика, которым наравне с автором дана полная свобода выражений, критики и оценки.

Огромное количество однообразных рассказов, однако, приводит к тому, что в определённый момент читатель совершенно теряется в деталях каждой истории и воспринимает все последующие либо как продолжение той же самой с новыми действующими лицами, либо как пересказ той же самой в других декорациях. Вероятно, здесь автор предполагал добиться несколько иного эффекта.

В целом книга может представлять интерес для разве что историков оккультизма (и то в качестве дополнительного источника, никак не основного) и фанатичных поклонников историй о привидениях (не классических ужасов, а именно реальных или во всяком случае псевдореальных) историй.