Больше рецензий

26 ноября 2019 г. 21:24

3K

5

Ни одна книга не читалась мной ТАК. Как сухая тряпка плохо впитывает воду, так дались мне первые страницы. Потом восприятие изменилось: читаю абзац, проникает в ум и душу, завлекает, очень хочу дальше... но и сознание, и тело отказываются, требуют осмысления и проживания этого абзаца хотя бы день, или полдня, или час.

Читая много разных насыщенных или тяжелых текстов, порой я ловила себя на том, что думаю о предыдущем предложении, механически читая следующее.

С Цитаделью такое невозможно. Глаза просто не читают текст, пока в ум не впитался предыдущий. А впитывается книга, как крем в сухую кожу - впитывающая способность кожи намного меньше, чем ее огромная потребность в креме.

И интересно очень, и нетерпеливо хочу читать дальше - а не могу. Со мной такое впервые. Думаю: надо же, как крут Экзюпери. «Маленький Принц» мне вообще не нравится (как произведение - супер, а вот содержание «не моё»). А с Цитаделью подумалось - это кто такой ЭТО пишет? Кажется, я хочу быть рядом с каким-то таким человеком. Поскольку строки велели их жить-проживать, надо было скоротать время вынужденных пауз - изучила биографию Экзюпери. Окстилась))) Ещё внимательней стала к книге, написанной психопатом. Не нашла психопатии в содержании; любовь - нашла.

Цитадель не была издана при жизни Экзюпери. Он писал ее многие годы, на обрывках, в тетрадях, на обложках бортовых журналов... Некоторые части пронумерованы, некоторые являются вариантами одного и того же отрывка, между некоторыми не просматривается связь - ни стилистическая, ни сюжетная. Составители пытались угадать логику погибшего Антуана, выстраивая очередность текстовых отрывков.

И стала я читать одновременно тремя ипостасями - и сопереживая главному герою, от лица которого ведётся повествование; и думая об авторе; и размышляя о последовательности, в которой расположила бы отрывки я.

Порой я соглашалась с главным героем всем сердцем. А порой негодовала, как может один и тот же человек (персонаж) транслировать взаимоисключающие постулаты. Я росла и мудрела вместе с Правителем Цитадели, наблюдала за эволюцией его взглядов и коррелирующих с ней изменениями во мне.

И в какой-то момент - оп! - книга стала втекать в меня. Мягко, плавно, жирно, как масло. Вот с этого момента я стала получать от «Цитадели» эстетическое, интеллектуальное и моральное наслаждение, какое до этого в жизни мне было неведомо.

Я так медленно и при этом вовлечённо продиралась первую треть книги, что уже смирилась с этим и думала, так будет до конца; а тут она в меня хлынула. Я вернулась к самому началу, чтобы понять, как так произошло, за счёт чего? А книга теперь с первых строк оказалась легка к прочтению и неимоверно глубока и логична. Текст не изменился. Это я настроилась на книгу? Но нет, я себя не настраивала. Это гениальная книга меня на себя настроила.

Прочитав «Цитадель» несколько месяцев назад и уже «остыв» от ошеломляющего впечатления, теперь я могу утверждать, что она меня «перепрошила»: не могу сформулировать ощущения. Слова вообще плохо годятся для передачи глубоких смыслов, да. Экзюпери часто сетует на это устами своего героя, и я, психолингвист, согласна с ним.

О чем книга.
О дружбе, в том числе о дружбе с тем, с кем воюешь на поле боя. О Боге, вере, религии, церкви и Храме. О любви. О любви к женщине, к ребёнку, к другу, к народу и к государству. О благодарности и долженствовании, О менталитете правителя. Об эволюции понятий честности, порядочности и справедливости и в жизни человека.

О формировании морали в сознании отдельного человека. Об ответсвенности.

Если вам важны эти темы - их очень интересно думать об эту книгу. Главное позволить ей настроить вас на неё)).