Больше рецензий

29 ноября 2019 г. 02:16

336

5 Всё или ничего

Столкнувшись в сети с рекомендацией "почитать Стендаля стилистики ради", я (не откладывая в долгий ящик) направилась в сторону местной библиотеки. Параллельно настраивала себя на чтение. Почему? Потому что не люблю любовные романы. Как вторая линия — пожалуйста, иное — увольте.
Сказано — сделано. В тот же вечер я приступила к чтению романа "Красное и чёрное".

И....меня затянуло.

Сразу оговорюсь: книга мне попалась старая — выпущенная в Союзе. Что это значит?! А то, что мне повезло с переводом или переводчиком, если угодно. Это то золотое время, когда литературным переводом занимались профессионалы.
За это я крепко люблю книги прошлого века ( сейчас вы почувствовали себя старыми, да?)

Вернёмся к Стендалю.
Роман "Красное и чёрное" увидел свет в 1830 году. Сюжет, казалось бы, прост донельзя — запретная любовь, рождённая вопреки классовому разделению и разнице в возрасте: замужняя дама влюбляется в гувернёра, приглашённого в дом мужем, а по совместительству мэром небольшого французского городка Верьер. Молодой человек по имени Жюльен Сорель — амбициозен, умён, красив и упрям. Что ещё нужно женщине немногозатридцати лет, заскучавшей в быту и достатке? Страсть накрывает их с головой.

Сорель — типичный юнец, мечтающий о славе. Выросший в бедности, кажется, он готов на всё ради достижения своей цели. Жульен прекрасно понимает, что вторым Наполеоном ему не стать, поэтому избирает путь служения церкви. Чёрная одежда священника - первый осознанный акт лицемерия на пути к высшему свету.

Подвижность ума, смелость, жажда побед, но в то же время тщеславие, мстительность и корысть — нрав главного героя сыграет с ним злую шутку, обрекая его на гибель.

На протяжении романа мы становимся свидетелями самых разных чувств, эмоций и размышлений главных героев.

Уже к середине книги "Красное и чёрное" предстал передо мной не просто любовным романом. Непростые времена выбрал Стендаль фоном, на котором разворачивается личностная трагедия главного героя - конфликт человека и общества, к которому он не принадлежит, но от которого всецело зависит.

По ходу сюжета меня то и дело бросало в крайности: от жалости к Сорелю до отвращения к нему же.

Печален, но закономерен конец истории. Да и могло ли быть иначе?

Долгие, ироничные, ласкающие внутреннего цензора полотна текста — ради стендалевского слога я готова взяться за чтение романа ещё раз.

Рекомендую? Однозначно.