Больше рецензий

30 ноября 2019 г. 22:53

623

0 оставляйте формальную логику на вешалке при входе

Всё кувырком, все спятили и при этом выглядят удручающе нормальными, да и сам читатель всё норовит поехать умом, пока следует вслед за двумя убийцами в дом, что стоит на ледяных лабиринтах.
Изумительный праздник нелепицы, в котором мелькает что-то родное-бытовое, как лежащие посреди залы Виндзорского замка старые резиновые тапки, в которых сосед когда-то ходил курить на лестничную клетку. То, что иногда происходит глубоко внутри человека годами – постепенное умирание какой-то части души, обрасывание привычек, забывание вкусов, разочарование в идеалах, – в замке Хоклайнов происходит буквально и в течение одного ужина. Становится ли это менее невозможным или более бредовым только из-за стремительного желания этого изменения произойти незамедлительно и окончательно?

Хулиганское жонглирование здравым смыслом и размешивание сахара в чае отрубленным пальцем – вот с чем сравним порядок, установившийся в замке Хоклайнов после череды экспериментов, однажды вышедших из-под контроля. В какой-то непримечательный, неопределённый момент (может, когда дворецкий характеризовал поездку как «праховатую»? или когда он умер и усох на полу настолько, что его уместили в чемодан? а может ещё раньше, когда на лицах своей жизнью жили улыбки, а платья исчезали посреди разговора сами по себе? или когда прерванная беседа претворяется в самодостаточное явление, которое само себя продолжает, независимо от говорящих?) этот спятивший дом перестаёт казаться удивительным. Зато можно заметить за собой, что во время чтения внутри нарастает стремление надрезать верхний слой происходящего, чтобы сунуть нос в самую мякотку, в глубинные процессы, сдвигающие шарики за ролики как у персонажей, так и у читателей. Удивительный эффект для книги, которая проглатывается за один вечер или за пару поездок в электричке.

Если отвернуться от играющих в чехарду слов, сплетающих детали сюжета, то сам по себе каркас истории прост - в исходных данных у нас два наёмника для грязной работы, барышня, нанимающая их на работу, дом, который построил Хоклайн, и чудище, которое создал Хоклайн, которое сбежало в ледяных подвалы под лабораторией дома, который построил Хоклайн. Из этого привычного супового набора для страшилки Ричард Бротиган создаёт нечто настолько не похожее на то, что напрашивалось создаться, насколько может быть непохож крокодил на пингвина. Это хитрая насмешка над банальностью, сдобренная острыми уколами в мозжечок, чтобы читатель взбодрился. Возможно, не лучшая работа, чтобы начать знакомство с автором, но замечательная для того, чтобы увидеть свет - и себя в этом свете - с новой, возможно не самой приятной, но не менее любопытной стороны. Ведь становится любопытно - что бы случилось с вами в замке Хоклайнов.

Книгомарафон 2019