Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

1 декабря 2019 г. 17:56

245

3 Среда online-обитания

У меня всё время было чувство, что эта повесть имитирует какую-то реальную ММОРПГ, причём, имитирует не слишком хорошо. Это чувство можно понять, ведь вселенная рыцарей-операторов настроена на допущении, что в будущем online станет неотъемлемой частью реальности. Главный герой — типичный «перс», который выполняет миссии, прокачивается, подслушивает, взламывает, вступает в поединки, увеличивает свои возможности и в конце концов получает беспрецедентную власть над миром (чтобы со временем захватить его полностью, — да-да, такой герой и печеньки не предложит).
И я совсем не удивлена, что инженер-системотехник, став писателем, первым делом создал произведение о том, как поработить мир с помощью IT. Щёголев явно разбирается и в программировании, и в операционных системах, и в компьютерной архитектуре, и в устройстве всемирной паутины, и в житье-бытье типичного геймера в своей естественной среде online-обитания. То есть автор пишет про то, что знает, — и это делает книгу неплохой: вселенная достоверна, терминология продумана. Вот только на одной терминологии далеко не уедешь, а писать интересно у автора как раз и не получается.
Я подчеркнула именно слово «писать», потому что повесть всё же занимательная, сюжет динамичный и не вызывает желания немедленно книгу закрыть и сжечь (хотя сжечь электронный файл ещё умудриться надо). Это занимательно даже несмотря на то, что сюжет причудливо смешивает советский государственный аппарат, компьютерные технологии и магию, а главным героем выступает подросток 28 лет. Но вот как раз писательского мастерства не хватает: исторические отступления для пояснения фантастических допущений преподносятся слишком бесхитростно, резко, в лоб (сразу вспоминается практически гениальный в этом отношении «Нейромант» Гибсона), выдавая, как слабо автор владеет композицией. Впрочем, сравнивать каноничный киберпанк и написанную тридцать лет спустя повесть в стиле кибер-фэнтези довольно глупо, да и любителям фантастики то и дело приходится мириться с композиционным несовершенством очередного произведения, так что оставим претензии в сторонке и посмотрим на два забавных (или не очень) момента.
Во-первых, обратите внимание на нумерацию глав. Поначалу кажется, что это шестнадцатеричная система счисления, однако тогда неясно, куда и почему пропала глава «0C» (после 0B идёт 0D). По сюжету в этом месте герои обсуждали план внезапной атаки на противника, поэтому можно решить, что глава исчезла неслучайно. Но доказательств нет.
Во-вторых, как я уже писала, главный герой, судя по уровню общения и интересам, — 28-летний подросток. Мне интересно, Эндрю Кок специально задумывался таким незрелым (ведь большинство геймеров нынче — такие вот незрелые паданцы с древа современного общества), или автор просто плохо себе представляет, как мыслит, живёт и чувствует 28-летний парень? Или (эта мысль только что пришла мне в голову) смысл как раз в том, чтобы сымитировать личность и образ мыслей персонажа из компьютерной игры? Но доказательств, опять же, нет.
Все эти игры с читательским разумом были бы прекрасны, если бы читатель был уверен, что с ним играют, а не дали маху, — но никаких аргументов в пользу любой из теорий я не нашла. Поэтому три балла за качественные характеристики текста и три балла за количество доставленного удовольствия, — итого 6 из 10.