Больше рецензий

3 декабря 2019 г. 18:04

222

3

С тех пор как Владимир Козлов перестал писать о себе, он выдумывает сюжеты различной степени неправдоподобности,  которая, однако, компенсируется детальным (в последних романах даже чересчур) воссозданием атмосферы изображаемого времени и места, будь то перестроечная провинция как в "1986" (пожалуй, наиболее удачном из козловских "сюжетных" текстов) или Москва-Питер лихих 90х как в прошлогоднем "Литиуме". Вот и в своём новом опусе "КГБ-Рок", как и во всех предыдущих, Козлов использует ровно тот же метод организации текста в виде последовательной фиксации отдельных фрагментов реальности, состоящих из предельно реалистичных диалогов, минималистичных описаний и простейших действий (более сложные при этом часто остаются "за кадром").

Всё это должно создавать эффект достоверности, но в этот раз не срабатывает. Видимо, свою роль сыграло то, что Владимир, в силу своего возраста и провинциального происхождения, не мог видеть ничего из того, что происходило в Москве 1982 г., в которой разворачивается действие романа. Поэтому он просто перенёс в московские реалии времён позднего застоя так хорошо ему знакомую жизнь рабочей окраины Могилёва конца 80х. В результате, герои, независимо от возраста, уровня образования и социального положения, постоянно курят, пьют водку, сношают баб и пускают в ход кулаки, как заправские могилёвские маргиналы, разве что, матерятся теперь заметно меньше. Понятно, что подобным нехитрым образом автор в очередной раз пытается поведать нам о всеобщем моральном разложении и пох#изме в позднем СССР, но то, что выглядело максимально правдоподобным и оттого жутким в своей безысходности в "Гопниках" и "Школе", здесь больше похоже на чернушный памфлет в духе всем известного Груза 200. И даже линия со съёмками порнухи под портретом Ленина в декорациях райкома комсомола не рассеивает этого впечатления, а воспринимается как не очень удачный гротеск.

Тем не менее, умение Козлова изобразить характеры без заглядывания персонажам в черепную коробку, а лишь только посредством их действий и слов, по-прежнему на месте, и мы видим не просто фамилии, а людей из плоти и крови, пусть и несколько картонных в своей типажности. Немного юмора, а также знаковых для времени действия произведения реальных личностей, как и прежде, тоже присутствует. Позабавил эпизод с Сорокиным и Свиньёй (?) на вечеринке у какого-то барыги. И в целом, новый текст (назвать его романом всё-таки можно лишь весьма условно) мне скорее понравился, по крайней мере, побудил в очередной раз задуматься, о том, куда мы идём, ибо слишком явные параллели вырисовываются между временем, описанным в романе, и днём сегодняшним. С поправкой на то, что теперь у нас есть общество потребления, но нет идеологии, как нет и советского запаса прочности, на случай масштабных потрясений. А они более чем возможны, ведь сейчас, так же, как и тогда, "думающая" молодёжь ненавидит власть и страну (да и как её не ненавидеть, если те, кто громче всех разглагольствует о любви к Родине, сами не верят в то, что говорят), презирает "совков/ватников", которые "эту страну" ненавидят недостаточно, такими же восхищёнными глазами смотрит на Запад и так же не интересуется никакой идеологией, кроме потребительства. И что со всем этим делать, так же, как и тогда, совершенно непонятно...