Больше рецензий
9 декабря 2019 г. 06:09
3K
5 Если дорог тебе твой дом...
РецензияДа, эта книга меня впечатлила. Бывают такие случаи, когда при чтении пропадает желание заниматься анализом, цепляться за нитки, нотки и приметы, хочется просто читать. Но человек слаб, и я порассуждаю, но, думаю, немного.
Наверно, дело опять в том, что подтверждается старая максима – исторический роман может больше рассказать о времени написания, чем об описываемом времени. Затравка рассказывает нам о четырех поколениях одной семьи. Самый старый представитель – бывший партизан, он живет и радуется жизни, правнук же порывается рассуждать о постапокалипсисе, о выживании, и тут повествование проваливается в зиму 1942, в партизанский отряд.
Да, пожалуй, автор прав, мы действительно тогда как общество пережили апокалипсис. Жизнь разделилась на до и после, и в известном смысле для общества в целом все висело на волоске пару лет, до победы под Сталинградом, а для оккупированной территории апокалипсис именно что настал. Замечу на полях – именно это чудо выживания и празднуем мы каждый год, чудо, без которого всего окружающего нас могло и не быть.
Книга Веркина цепляет и слогом, и мыслью, поэтому я, к своему стыду, только во второй половине повествования сложил два и два и понял, что главный герой – вполне реальное лицо. До определенного момента это была для меня просто партизанская история, что-то вроде «Сотникова» или «Проверок на дорогах» с опасными, жгучими вкраплениями «Иди и смотри» (вроде того замерзшего мертвого немца с сумкой писем, что нашли герои, с детскими письмами о том, что делали с ними и другими детьми нацисты). Потом пазл сложился, я узнал героя, и повесть, и так предсказуемая, понеслась к своему закономерному и оттого не менее нежелаемому финалу.
Веркин вплавил в сюжет немного мрачного фэнтези, живо напоминающей морок из книг Иванова. Не знаю, насколько это нужно, но для сгущения атмосферы потусторонности происходящего работает. Псковский лес недобр, даже к партизанам со стажем.
Книга подкупает страстностью, непотушенной ненавистью к врагу, при этом ненависть авторская, а не героев. Вот жуткая сцена налета немецких бомбардировщиков на город, поданная глазами мальчишки, вот операция по подрыву эшелона его же глазами. Раскадровка, время, кровь, смерть, смерть и еще смерть. И ненависть, жгучая, выплескивающаяся, убивающая.
Автору чем-то насолил Виктор Некрасов, которого он делает одним из героев книги. Нет, он не называет его по фамилии, только по имени, но приметы, раскиданные по тексту, прямо на него указывают. Почему он выведен так неаппетитно, кто знает? Автором книги про этого пионера-героя был вовсе не он.
Любопытен и имплантированный в псковский лес и в военные годы Ефим Честняков. Его фамилию автор малость изменил, но все же не понять было трудно. Картины у него, да, такие, неземные, если можно так сказать.
Мне несколько раз было страшно. Дело, думаю, в том, что наличие детей усиливает эмпатию к страданиям других малолетних существ, а автор был щедр на мрачный натурализм нацисткой оккупации.
Комментарии
Сколько бы я не прочитала положительных рецензий на книгу Веркина - отрицательное мнение не может поменяться, но ну могу я принять героя-пионера, планомеренно издевающегося над пленным. Что угодно, избил, застрелил, ненависть понятна, а расчетливый садизм - увольте.
Тут сразу несколько соображений. Во-первых, это современная книга, она рассказывает нам о том, что в голове у современного автора. Для него это приемлемо. Во-вторых, речь все же идет не о садизме, это то, как герой воплощает месть, и в этом он довольно последователен.
Это не месть - вся вторая глава - просто издевательство, ленивое такое, со словами, ухмылочками и улыбочками, пинками. Доставляет ли удовольствие, развлекает ли в пути - это садизм, хоть тресни. Эта книга для детей, заявлялась и получила детскую премию, вот это отвращает еще сильнее, ролевая модель героя получается страшноватая, лучше уж советский подход к детям-героям.
Детской книгу назвать нельзя, это очевидно, хотя бы по уровню упоминаемого насилия. Если сместить фокус с оценки книги как детской, то ничего удивительного в уровне насилия не будет. В первую очередь могу вспомнить "Поднятую целину", знаменитую сцену раскулачивания. Можно вспомнить сцену расправы с карателями в "Иди и смотри". Да, это попытка отыграться на представителе противоположной стороны за то, что принесла человеку война/классовый конфликт. Так случилось, что я параллельно читаю книгу о насилии на гражданских войнах, и весь ужас ровно в том, что люди поступают так всегда, от древних греков до последних войн, обильно идущих сейчас на Земле.
Помню сцену, не было там ничего похожего на то, что выдумывает Веркин. Не расправа в "Иди и смотри" - возмездие, неотвратимое и справедливое.
А в книге - глумление и, повторюсь, садизм.
Если стереотип не совпадает с реальностью, стоит сменить стереотип, а не пытаться подправить реальность.