Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 декабря 2019 г. 01:02

402

5

Собственно, это оказался сборник. )) Половину книжки занимают указанные мемуары - хотя вполне можно лучше это назвать "записки"... А половину - образцы, так сказать, литературного творчества. Три повести.

Итак, "Мемуары". Автор - личность интересная. Одни годы жизни уже о многом говорят - 1813-1882. Прямо таки свидетель эпохи... Лично знал - в той или иной степени - и приятельствовал - в той или иной степени - с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Тютчевым, Жуковским... такого рода персонами. Об этом, в числе прочего, он и повествует в своих мемуарах. Написал некоторое количество литературных произведений, которые пользовались у публики успехом. Но себя, если верить мемуарам, никогда писателем не считал, именовал себя любителем... А потом, если, опять же, верить мемуарам, и вовсе бросил литературу, объясняя это тем, что потерял своих учителей и приятелей и не видит больше ни смысла, ни удовольствия в таком занятии. Помимо этого успел послужить, сделал вроде бы вполне успешную карьеру. В общем, прожил жизнь долгую и в свое удовольствие. )) Имел по многим вопросам свое мнение. ))

Мемуары читать было очень интересно. Автор пишет легко, с юмором и иронией, живописно и выразительно. Единственный только недостаток, как мне кажется - довольно таки бессистемно. (поэтому я и говорю про записки...) Детство, юность, встречи с тем, с этим, с пятым-десятым... Ряд ярких эпизодов, или даже кратких упоминаний. Служба... вот тут было совсем досадно! Автор, видите ли - ни много, ни мало - был причастен к натуральному расследованию уголовных дел! )) и даже имеющих какую-то важность и значимость. И что же? Он упоминает об этом совсем мельком, потому что - считает, что это не представляет интереса! С ума сойти... Но ничего не поделаешь. Веяния времени, нравы эпохи... окружающей среды... Эх... хотелось бы мне почитать про тогдашние уголовные дела и их расследования... ))

В общем, мне даже начало казаться, что автор в некотором роде предстал сам пушкинским персонажем - Евгением Онегиным... Можно было бы написать - прообразом, но википедия указывает, что Пушкин начал писать "Онегина" в 1823 году, когда автор еще пребывал в нежном детском возрасте... Хотя кто его знает - закончил-то он роман в 1830-х, а тогда тот уже поди вышел в свет и дефилировал по столице... "как денди лондонский одет" и все такое. Светский красавец и щеголь (портреты на вкладке прилагаются). )) Ну, послужил прообразом или воплотился, размышляю я - но вышло довольно странно... что персонаж пережил своего создателя и прожил свою собственную жизнь... )))


"Как в старину, так и теперь в большом употреблении тонкие, хрупкие, круглые вафли. Все виды правительства изменяются во Франции, политическим преступлениям и счет потерян. Вафли непоколебимы. Это я понял с младенчества."
***
"...старушка Архарова, всегда неизменная в своих привычках. От них она отказалась только два раза: когда Иван Петрович был сослан и когда Наполеон занял Москву, - оправдания более чем удовлетворительные."
***
"Матушка встретила Иллариона Васильевича у М.А.Нарышкиной и поздравила с назначением.
- Вам-то хорошо, - отвечал он печально, - а мне-то каково. Всю ночь я не мог заснуть ни минуты. Боже мой! До чего мы дожили, что на такую должность лучше меня никого не нашли."
***
"В большой зале их московского, на Смоленском рынке, дома был театр марионеток, изображавший для наглядного обучения важнейшие мифологические и исторические события. Помню, что однажды во время нашего проезда через Москву, где мы всегда останавливались у тетки, состоялся великолепнейший спектакль "Гибель Трои". В вечер представления все началось благополучно. Вид Трои, исторический конь, извергавший воинов, беспощадное сражение - все приводило зрителей в восторг; но, когда злополучный город долженствовал запылать со всех концов для завершения сценического эффекта, никакого пожара не последовало. В этот вечер Троя не погибла. Оказалось, что мастеровой Зуров, соединявший в себе должности декоратора, машиниста и режиссера, имел еще специальность горького пьяницы и лежал без чувств, выпив до последней капли приготовленный для пламени спирт. Вечер кончился без гомерической катастрофы. Это мне служило указанием, до какой степени доходит в России слабость к спиртным напиткам."
***
"Старушка любила, чтобы ей читали русские романы. "Юрий Милославский" ей очень понравился, но когда герой подвергался опасности, она останавливала чтение с просьбой: "Если он умрет, - вы мне не говорите". Смерти она очень страшилась, а между тем скончалась с необыкновенною твердостью. Когда она уже была при последнем издыхании, ей доложили, что ее желает видеть богомолка Елизавета Михайловна Кологривова, сестра князя Голицина.
- Не надо... - отвечала умиравшая. - Она приехала учить меня, как надо умирать. Я и без нее сумею."
***
"Живо помню один бал у Бутурлина. Это было в зиму с 1835 на 1836 год; я уже в то время вышел из университета. Бутурлин этот... имел сына Петра; этому сыну было тогда лет тринадцать, он еще носил коротенькую курточку и сильно помадил себе волосы. Так как в то время балы начинались несравненно раньше, чем теперь, то Петиньке Бутурлину позволялось оставаться на балу до мазурки. Он, разумеется, не танцевал, а сновал между танцующими. В тот вечер я танцевал с Пушкиной мазурку и, как только оркестр проиграл ритурнель, отправился отыскивать свою даму; она сидела у амбразуры окна и, поднеся к губам сложенный веер, чуть-чуть улыбалась; позади нее, в самой глубине амбразуры, сидел Петинька Бутурлин и, краснея и заикаясь, что-то говорил ей с большим жаром. Увидев меня, Наталья Николаевна указала мне веером на стул, стоявший подле, и сказала: "Останемтесь здесь, все-таки прохладнее"; я поклонился и сел. "Да, Наталья Николаевна, выслушайте меня, не оскорбляйтесь, но я должен был вам сказать, что я люблю вас, - говорил ей между тем Петинька, который до того потерялся, что даже не заметил, что я подошел, - да, я должен был вам это сказать, - продолжал он, - потому что, видите ли, теперь двенадцать часов, и меня сейчас уведут спать!" Я чуть удержался, чтобы не расхохотаться, да и Пушкина кусала себе губы, видимо, силясь не смеяться; Петиньку действительно безжалостно увели спать через несколько минут."
***
//Гоголь// Он постоянно мне говорил: "Пишите, поставьте себе за правило хоть два часа в день сидеть за письменным столом и принуждайте себя писать". - "Да что же делать, - возражал я, -если не пишется!" - "Ничего... возьмите перо и пишите: сегодня мне что-то не пишется, сегодня мне что-то не пишется, сегодня мне что-то не пишется и так далее, наконец надоест и напишется."
***
"После кончины почти всех моих учителей, товарищей и приятелей я отошел от литературного поприща, как покидают дом, некогда оживленный любимыми собеседниками и вдруг опустевший рукою всесокрушающей смерти."
***
"Нельзя не сказать однако, что в нас самые недостатки даже извинялись тем, что мы умели быть молодыми."

"Тарантас". В сборнике помещены три повести. Буду рассуждать только о "Тарантасе". Остальные читать невозможно... ну, в самом деле! Думаю, их поместили для контраста. Такой живой, выразительный текст в мемуарах - и такое все унылое, тоскливое и слезливое в повестях... Хотя я понимаю - на дворе была эпоха романтизма, так было положено! Существовал строго определенный формат подобных произведений, и автор, судя по всему, писал строго в соответствии... И все это пользовалось успехом, если уж он был вполне успешным и модным литератором... Несчастные разлученные влюбленные, романтические герои умирающие во цвете лет от чего-нибудь - нищеты, болезней, ран и т.д. Прекрасные девы, у которых все время слезы струятся из глаз... (черт, и тут сразу вспоминается Милада, что ты будешь делать, Милада как прививка от романтизма...))) ) Я пыталась читать и так, и этак, но это было выше меня. )) Решила уже плюнуть и бросить. Тут остался последний "Тарантас", произведение, прославившее автора... И оказалось, что очень интересно - не заметила, как зачиталась. И что бы автору все не писать в таком духе? Хотя тоже, наверно, понятно - это юмор, ирония, сатира, а барышням в салоне поди больше нравились романтические страдающие влюбленные... )))

Сюжет повести: в Москве встречаются знакомые - молодой восторженный Иван Васильевич, только что прибывший из-за границы, и пожилой степенный помещик Василий Иванович. У них имения по соседству, Василий Иванович в хороших отношениях с отцом Ивана Васильевича и, узнав, что тот сильно поиздержался, предлагает подвезти его домой, на своем тарантасе. И вот они не спеша едут, проезжают то и это, встречают разных людей, беседуют с ними и друг с другом, рассказываются разные истории, звучат пламенные речи и возвышенные рассуждения... вы таки будете смеяться, но на тему - как нам обустроить Россию... ))) Как актуально звучит, будто и не прошло почти двести лет. )))

Вообще говоря, с этой повестью получается все очень странно и даже почти что мистически! (радостно потирает руки, собираясь ринуться в дебри) Она как бы вобрала в себя многое из отечественной классики, как прошлой, так и будущей - разве это не адский сюр? )) Во всяком случае, можно так вполне спокойно трактовать и рассматривать! (ну да, а чего еще ожидать, если автор как бы сам литературный персонаж... ))) )

Начать с того, что с самого начала становится ясно, что повесть вполне можно считать зеркальным ответом на скандальное "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева... (честно признаюсь, что не читала, так как меня привел в ужас язык с самого начала, но представляю о чем это - как бы автор едет, наблюдает явления жизни и выступает с критикой)) ) Об этом же чуть ли не прямым текстом говорится в самом начале! Когда восторженный Иван Васильевич рассуждает, что будет писать свои впечатления и мысли по поводу путешествия, а основательный Василий Иванович его осаждает, что - какое же тут путешествие, когда мы просто едем "из Москвы в Мордасы через Казань". Шедеврально... ))) Мне уже от одного этого смешно всю дорогу... ))) Ну да, так мы и ездим из столиц по нашей необъятной родине, и непременно через какую-нибудь Казань... ))) Ну и далее Иван Васильевич все норовил задвинуть какую-нибудь подробную речь с критикой и разъяснениями, как вот тут или вот там нужно все организовать просвещенно и по научному... Но все его порывы сбивались или из-за непрошибаемого ленивого спокойствия Василия Ивановича, который только дивился на энтузиазм молодого спутника, или из-за встречаемой правды жизни.

Ага, значит, Василий Иванович тут определенно напоминает уже будущего персонажа русской классики - Обломова. Автор с большой иронией описывает, как Василий Иванович всю дорогу возлежит на подушках в тарантасе, а когда устает, то останавливается на ближайшей станции, чтобы "полежать на лежанке"... )))

Сама злосчастная повозка, этот самый тарантас - явно выступает аллегорией... Думаю, что это образ России, да. )) И тут плавно можно перейти к соответствующим местам у Гоголя - птица-тройка, Русь, куда несешься ты и все такое. )) Ну, то есть, тут, конечно, не птица-тройка, автор тут изображает критически - это старющая, давно раздолбанная повозка, которая никуда не летит, а еле тащится по дороге, и ее давно бы следовало заменить на более современный экипаж, но никто этого не хочет делать, потому что удобно же! можно набить перинами и подушками, и ехать с удобствами! вообще можно чего угодно набить, всевозможными узлами, тюками, чемоданами, саквояжами и прочим... все поместится, а если и не поместится, можно прикрепить веревочкой сбоку... )) И даже просто подлатать повозку - такая морока и беспокойство, и расход средств к тому же - лучше оставить так, авось как-нибудь продержится еще немного... )) К слову сказать, когда дворовый человек Василия Ивановича Сенька в очередной деревне сообщает, что у тарантаса вот-вот отвалится колесо, и начинается суета и маета, как чинить, или не чинить, или слегка подправить, доедет- не доедет - это же тоже прозвучит у Гоголя - "доедет до Москвы или нет"... ))) Ну и, по воле автора, тарантас так и не доехал, развалившись посреди дороги и перевернувшись. Опять таки символически. И при этом из него выкинуло и Ивана Васильевича, и Василия Ивановича, и их разнообразные тюки и узелки, зато в тарантасе остался мужик Сенька, правда, повиснув вверх ногами во всяких постромках. (с восторгом) Можно считать, что автора тут посетило мистическое видение о будущих потрясениях в России! )))

А перед этим судьбоносным крушением Иван Васильевич якобы видит удивительный и фантастический сон... Тут опять же можно вспомнить будущие сны Веры Павловны... )) она тоже много чего наувидала... И в числе прочего Иван Васильевич видит какую-то адскую пляску, ведьмы, черти, покойники, мда - ну, лично мне тут вспоминается будущий бал у Сатаны Булгакова... ))

Прикольно, короче говоря... )))


"- По-моему, я нашел тебе самое лучшее средство изучать Россию - жениться."
***
"Смотритель отвечал ему в утешение:
- Будьте совершенно спокойны: ваши вещи пропали. Это уж не в первый раз, вы тут в двенадцати верстах проезжали через деревню, которая тем известна: все шалуны живут.
- Какие шалуны? - спросил Иван Васильевич.
- Известно-с. На большой дороге шалят ночью. Коли заснете, как раз задний чемодан отрежут."
***
"- Что есть у вас? - спросил Иван Васильевич у полового.
- Все есть, - отвечал надменно половой.
- Постели есть?
- Никак нет-с.
Иван Васильевич нахмурился.
- А что есть обедать?
- Все есть.
- Как все?
- Щи-с, суп-с. Биштекс можно сделать. Да вот на столе записочка, - прибавил половой, гордо подавая серый лоскуток бумаги.
Иван Васильевич принялся читать: Обет! 1. Суп - Липотаж. 2. Говядина - Телятина с циндроном. 3. Рыба - раки. 4. Соус - Патиша. 5. Жаркое - Курица с рысью. 6. Хлебенное - Желе сапельсинов."
***
"Ревностный отчизнолюбец, он желал отодвинуть снова свою родину в допетровскую старину и начертать ей новый путь для народного преобразования. Ему это казалось совершенно возможным, во-первых, потому, что несколько приятелей его были одинакового с ним мнения, во-вторых, потому что он России не знал вовсе."
***
"- Генерал спрашивает: "Что, ребята, можно взять эту крепость?" А крепость-то торчит энтаким чертом, хоть тресни, подступить негде. "Нет, ваше превосходительство, больно сильна, не одолеешь. - "Ну, а как прикажут?" - "Ну, прикажут, так поневоле возьмешь."
***
"Василий Иванович, как коренной русский человек очень любил новые знакомства - не для того, впрочем, чтоб извлекать из их беседы какую-нибудь пользу, а так, чтоб только поболтать о всяком вздоре да посмотреть на нового человека."
***
"- А канцелярия-то какова: всего-то один писарь, Митрофанушка, при мне. Пьет, мошенник, шибко, зато собака писать."
***
"По России не развешаны вывески, по которым можно было прочитать всю жизнь ее, все, что было, что есть и что будет."

Комментарии


Есть у него рассказ "Собачка", о русских провинциальных нравах. Шедевр.


Ну вот, лучше бы в сборник эту "Собачку" поместили, вместо всякого романтического. ))