Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 января 2020 г. 01:38

455

4

Часто под крестовыми походами понимают исключительно военно-религиозные экспедиции XI-XIII веков, направленные на завоевание Иерусалима как главной христианской ценности, — неслучайно в историографии только они и «пронумерованы».

Эта книга, хоть и небольшая по объему, помещает феномен крестоносного движения в более широкий контекст, рассказывая о том, как в христианстве возникла идея «священной войны» и как она потом развивалась на практике: в заморских походах, Реконкисте, завоевании Прибалтики (наше Ледовое побоище тоже ведь эпизод «крестового похода»), в войнах с османами, альбигойцами, гуситами, политическими соперниками курии, индейцами Нового Света...

Так, Христофор Колумб осознавал провиденциальную роль своих экспедиций, рассматривая их как подготовку к завоеванию Гроба Господня.

А говорили: «короткий путь в Индию», «разбогатеть на специях»! Оказывается, даже на пороге Нового времени и даже у самых «коммерциализированных» акторов религиозная мотивация оставалась сильной.

Особенно интересна была глава о взаимодействии крестоносного движения и — через него — Запада с Византией:

Греки были скандализированы западными представлениями о том, что война может быть священной, что убийство людей допустимо рассматривать как благочестивое дело, а кровопролитием можно спасти душу. <...> Характерное же для идеологии крестового похода представление о том, что умерший на поле боя может заслужить венец мученичества, вообще вызывало отвращение у греков. Эта идея порождала у них ассоциацию с понятием джихада у мусульман, которые были главными врагами Византии.

Парадоксальным образом глава «Крестоносцы и ислам», наоборот, самая слабая: вместо обещанной попытки рассмотреть движение крестоносцев с точки зрения мусульман читатель получает торопливое перечисление сражений и сменяющих друг друга династий без какого-либо анализа.

В целом же книга получилась по-хорошему академичной. Она не перегружена историческими фактами — имен и дат тут ровно столько, сколько нужно для понимания происходящего; повествование ориентировано на широкую аудиторию, но не сваливается в упрощенчество, которым слишком часто грешат современные просветители-эдутейнеры. При рассмотрении крестовых походов как социального института Лучицкая в равной степени уделяет внимание политической и экономической составляющим, а также пытается, насколько это возможно из нашего времени, реконструировать ментальность той эпохи.

Специалист-историк, да и любитель, интересующийся Средними веками, вряд ли найдет в книге что-то новое или неожиданное. Зато это достойный обзорный труд, в котором политические хроники удачно переплетены с историей повседневности, к тому же снабженный приличной библиографией.