Больше рецензий

10 января 2020 г. 22:21

135

5 Почётный гражданин глазами советского автора.

Эта книга рекомендована для чтения учебником 9-11 класса по искусству Критской. Приобрести ее можно только в советском издании. Больше не издаётся.

«Почётный гражданин» рассказывает о необыкновенном человеке - Павле Михайловиче Третьякове, создателе Третьяковской галереи, первой общедоступной. Он показал миру русскую школу живописи.

Начинается книга с описания детства Павла Третьякова. Он родился в большой верующей семье купца, рос тихим и скромным мальчиком. С детства помогал в лавке отцу. Дела у Михаила Третьякова шли хорошо. Но в 1848 г. в семье случилось страшное горе - четверо детей умерло от скарлатины. В 1850 г. умирает сам отец семейства. Он разделяет между детьми имущество и завещает простить неимущих должников.
Третьяковы купили новый дом в Москве в Толмачах. Прямо перед свадьбой сестры Елизаветы. Став коллекционером, Павел достраивал этот дом. Он ездил на Сухаревку, покупал там различные картины. Павел мечтал посетить Петербург, и мама наконец-то ему разрешила. На поезде вместе с кассиром Чесочкиным из Москвы они доезжают за 22 часа. Это не 3/4 сегодня на Сапсане! Они посещают Эрмитаж, Академию художеств. Павла восхищает увиденные произведения искусства.
Но он все никак не может определиться, какие картины собирать. Решающее значение имела встреча с Ф.И.Прянишниковым во время второй поездки в Петербург. Павла Третьякова поразила его коллекция именно русской живописи, но средств ее купить не хватало.
Коллекция Прянишникова влилась в собрание Третьяковской галереи только в 1925 г. К тому времени в России был уже не один пример собирательства. Покупали картины купцы, царь, князья. Но Третьяков коллекционировал не для себя, а для всего русского народа. Первой заказанной картиной было «Искушение» Шильдера, хотя существуют мнение, что она была приобретена позже. Павел заводит дружбу с петербургскими художниками, заказывает им картины, даёт деньги в долг.
Третьяков воспитывался верующими родителями в почитании старших и вышестоящих. Но в юности он совсем изменился. Он изменил отношение к духовной и светской власти.
Третьяков стал знаменитым, к нему приезжали известные люди, сам святой Иоанн Кронштадтский посетил галерею. Но Павел не встречал гостей, и в дни визитов уезжал из Москвы.
Павел Третьяков написал завещание. Наследство он поделил между родными, а на заработанные им деньги велел своему брату Сергею создать всем доступное хранилище изящных искусств. Отправив письмо, он отправился в Италию за впечатлениями. Там Павел познакомился с художником и архитектором Александром Каминским, который впоследствии стал мужем его сестры Сони и архитектором его галереи.
Павел Михаилович встречает в театре свою будущую супругу Веру Мамонтову. Она очаровала его с первого взгляда. Но Павел долго не смел приблизиться к ней. Тогда Каминский разработал план и познакомил их. В 1865 г. они поженились. У них родилось 2 дочери -Вера и Александра. Свекровь не любила невестку и была к ней холодна.
В 1871 г. Павел Третьяков организовал выставку в Петербургской академии художеств. Он стал знаменитостью, о нем стали писать многие критики.
«Человек, даже великий, велик не сам по себе, а лишь в окружении других, кого он озаряет светом своих мыслей, кого увлекает за собой силой своего гения и кто, в свою очередь, питает его».
Отношения Третьякова с критиком Стасовым не были простыми. Критик был очень эмоциональным человеком, и они часто ссорились из-за разницы во мнениях. Под конец они вовсе перестали общаться.
С Репиным у Третьякова сложились дружественные отношения, между ними было больше единомыслия. Репин давал рекомендации по поводу приобретения картин. А работы Репина очень нравились Третьякову, он постоянно пополнял ими свою коллекцию.
Все, с кем был связан Третьяков дружбой или знакомством, становились соучастниками его дела, понимая важность его. Так и Чайковский сообщал коллекционеру о ценных картинах, которые кто-либо продавал. Он часто бывал в доме Третьяковых, играл на фортепиано у них.
С Тургеневым у Павла Михайловича были тоже дружественные отношения. Писатель часто обращался за материальной помощью к меценату. Просил средства для путешественника Миклухо-Маклая.
У Толстого с Третьяковым были разногласия по поводу учения о непротивлении злу. В спорах Толстой становился желчен и зол. И Третьяков однажды сказал ему: «Вот когда вы научитесь прощать обиды, тогда я, может быть, и поверю в искренность вашего учения».
В 1890 г. Н.Ге написал картину «Что есть истина?» Третьякову она не понравилась. И тогда Толстой написал ему письмо, в котором просил приобрести картину, считая ее жемчужиной. Третьяков, уважая писателя, приобрёл эту картину.
С каждым разом посетителей галереи становилось все больше. Некоторые приходили не ради картин, но Третьяков был рад, что они хоть так приобщаются к искусству. Однажды Павел Михайлович заметил на картинах странные пятна. Оказалось, что некоторые художники, копируя произведения, пробовали его прямо на полотнах. Потом на рынке стали появляться копии, которые выдавались за оригиналы.
Вскоре в галереи начались карманные кражи, и из музея пропали некоторые картины. Третьяков решил временно закрыть галерею.
Сергей Третьяков умер раньше знаменитого брата. По завещанию он передавал свою коллекцию городу. Павел Михайлович решил не завещать свою коллекцию, а подарить Москве немедленно. Это он осуществил с условием, что они с женой будут иметь право пользоваться своим жилым помещением, останется попечителем галереи и что галерея будет открыта для всех бесплатно. Галерея была официально открыта в 1893 г.