Больше рецензий

Flicker

Эксперт

по аудиокнигам

25 января 2020 г. 02:53

892

4 Жизнь, Богатство, Семья

В чем различие между историей и перечнем фактов?

С самого начала роман вызывает противоречивые чувства. Читать его тяжело не только благодаря языку автора (местами неподъемному, местами эфемерному), но и по причине запутанности сюжета, который тут вроде бы как есть, а вроде бы как его и нет. Вызывают вопросы названия частей данной книги, написанные на латыни и не имеющие сносок. Загадочный пролог заставляет думать, что перед нами фантастическая проза. Действительность же открывается постепенно. Автор дает подсказки к пониманию своего творения открыто, чуль ли не разжевывает все вместо читателя, тем не менее воспринимать его все равно тяжело и в итоге остается ощущение недопонимания. Но давайте попытаемся разобрать "Эгипет" по камушкам.

Как я уже сказала ранее, книга состоит из трех частей. Вы можете поискать перевод слов в сети, а можете полениться это сделать, как я, и получить объяснения ближе к середине. Предлагаю второй вариант, потому что тогда вы поймете не только значения слов, но и общее построение романа. Если опустить пролог и не обращать на него какое-то время внимания, то мы познакомимся с центральным персонажем Пирсом Моффеттом и его непростой жизнью. Пирс преподает историю в колледже, и это дает возможность автору затронуть первую тему романа, которую я вынесла в начало рецензии в качестве эпиграфа. Не могу сказать, что данный вопрос является основным, но к нему, словно дороги к Риму, ведут почти что все остальные темы произведения. Читая студентам курс лекций, Пирс старается держаться в рамках фактов, не тратя время на привлекательные, но ненаучные сведения. Ведь обучение - это не игра. Пирсу не нравится, когда после занятий к нему подходят с вопросами об Атлантиде или пришельцах с другой планеты. Это натолкнуло на мысль, что Джон Краули предпочитает факты, а не вымысел, но как тогда объяснить тот факт, что выбранный им жанр является магическим реализмом? Ответ на этот вопрос можно получить позже. Так получается, что Пирс после долгих раздумий решает написать книгу об Истории. А чтобы книга продавалась, необходимо, чтобы она кого-то заинтересовала.

Для того чтобы книга получилась, в ней должен быть сюжет, она должна радикальнейшим образом отличаться от того, что обычно называют историей; здесь не должно быть места простому нанизыванию, суммированию фактов и вообще какой бы то ни было арифметике.

Плюс неплохо было бы все же смешать правду и ложь, чтобы сюжет получится более ярким, но не потерял при этом жизни. Не так чтобы наврать с три короба, но

книгу придется слегка скорректировать, почти наверняка, и сделать это на манер, совершенно неприемлемый для академической аудитории, где тоже порой приходится упрощать, схематизировать материал и подпускать эмоций

Вот и первые подсказки к пониманию данного романа.

В давние времена те, кого называли учеными не занимались какой-то отдельной отраслью науки, но изучали сразу все, астрономию, историю, математику, поэзию, музыку, риторику. И это, на мой взгляд правильно. Как не может печень человека свободно гулять по улицам, так и отдельные ветви науки не имеют смысла в отрыве друг от друга. Чтобы постичь тайны мироздания, необходимо иметь представление сразу о нескольких взглядах на это мироздание. Современный человек по большей части безграмотен и слеп. Изучая только один предмет, он лишается возможности увидеть картину целиком. Так Пирс неожиданно обнаруживает связь между историей и астрономией, а позже так и астрология включается в игру. Он находит ответы на многие вопросы, особенно те, что связаны с числами (то есть, математика тоже не в сторонке стоит). Интересно, что Краули открывает своему герою глаза сперва в детстве, а затем в наркотическом состоянии. Думаю, что это - легкий намек на то, что дети более гибкие умом, чем взрослые, и на подсознательном уровне им известны многие ответы. Но потом они получают образование и окончательно глупеют. Что касается наркотиков, то это, без сомнения, является одним из самых простых и быстрых способов прозреть. Хотя вспоминая "Учение Дона Хуана", назвать его простым было бы ошибкой. Чтобы знания, полученные в наркотическом состоянии можно было перенести в реальным мир, потребуется потратить много сил и времени. Поэтому откорректирую: наркотики считаются одним из самых простых и быстрых способов прозреть, но считаются ошибочно. Вот и Пирс в итоге познает мир без их помощи. Но как, спросите вы? Об этом позже, отвечу вам я.

Так как "Эгипет" все же не лишен сюжетной линии, то давайте рассмотрим второго по значимости персонажа, Роузи. Пишу без фамилии, потому что она на страницах книги находится в процессе развода. Ее история затрагивает, казалось бы, совершенно другую тему, тему супружества. Весьма важный и интересный вопрос. Особенно, если учесть, что у Роузи трехлетняя дочь. Понятных причин для расторжения брака женщина так и не озвучивает. Только намеки и полутона. Но одно ясно, браком своим она не довольна. И тут возникает вопрос: не является ли ее желание развестись следствием неоправданных надежд. В отличие от Пирса, детство которого автор рассказывает весьма подробно, прошлое Роузи остается пока что для нас загадкой. Но что если она ждала от брака воздушных замков, а в итоге вынуждена была жить с другим человеком? Иногда это действительно оказывается большим потрясением. Ты ждешь, что рядом будет человек, которого ты придумал, но получаешь что-то совсем другое, что еще и наделено своим мнением. Это не каждый может спокойно вынести. Однако, не зная достоверной истории их брака, опустим вопрос "почему?" и зададимся другим вопросом "а как же ребенок?" Любопытно, что Роузи рассуждает так: лучше со счастливой матерью, чем с несчастными мамой и папой. Только вот счастливой как раз женщина себя и не чувствует. Более того, ребенок, особенно маленький, не видит каких-либо проблем между родителями, пока это не касается его самого, побои, например, или скандалы с привлечением детей. А как раз ничего такого в семье Роузи не было. Неполные семьи это в любом случае не очень хорошо для развития детей. И от развода родителей дети страдают в любом возрасте. Поэтому Роузи как личность пока что вызывает у меня много сомнений. Хотелось бы верить, что ее История еще будет рассказана.

Кроме вышеназванных персонажей, Краули вводит в повествование исторических личностей. Именно их появление и вызывает наибольшие сложности с чтением. Когда в первый раз читатель встречается на страницах данной книги с Шекспиром, может возникнуть вопрос "а он-то тут что потерял?" Но не следует забывать, что "Эгипет" это книга об Истории.

История существует в историях, в сюжетах. Иначе ее не понять. Если бы она представляла собой всего лишь сумму происходящего, понять ее было бы невозможно.

Очень понравилось, как автор ввел в повествование исторических персонажей. Все они являлись героями тех книг, которые читали Пирс и Роузи. Получилось что-то вроде зеркального коридора, когда в зеркале видишь отражение зеркала и так далее. Или же можно вспомнить пролог, там тоже была подсказка. Хотя примерно в середине романа Краули устами Пирса и вовсе преподносит на блюдечке ключ к пониманию его творения.

Если бы я писал роман, то сделал бы из нее «обрамляющий сюжет», так, кажется, это принято называть, потому что в ней будет заключена другая история, даже более значительная, чем она сама. Об Истории. Об истине.

Таким образом, уже не остается сомнений, что ни Пирс, ни Роузи, ни даже исторические личности не являются главными в книге. Тогда что же главное? В чем смысл? Ранее я говорила о том, что все науки связаны между собой. Краули акцентирует в своем романе внимание на связи, в частности, истории, астрономии и астрологии. В наше время наука о небесных телах не в почете (например, в школах астрономии как обязательного предмета уже не существует, а в книгах герои прекратили летать к звездам, предпочитая попадать в фэнтезийные миры с элементами средневековья). Я уж молчу про одну из самых древних, между прочим, наук - астрологию. Гороскопам не верят, знаками зодиака интересуются в основном женщины и то, по-моему, только когда речь заходит о совместимости, а если результат не устраивает, то и вовсе не берут во внимание. Тем временем звезды продолжают влиять на нашу жизнь. Существует двенадцать знаков зодиака, двенадцать Домов. И от того какая планета находится в Доме зависит судьба человека, его характер, его привычки, даже его взгляды на мир. Неспроста в Индии, например, перед свадьбой составляют гороскопы жениха и невесты. Если люди не совместимы, то нет смысла им вступать в брак и мучить друг друга (может, кстати, это и произошло с Роузи и ее мужем). Астрологические карты - это не вымысел, не ерунда. Просто во все времена было много шарлатанов. А вот если посчастливится повстречать профессионала своего дела, то можно многое узнать о себе, своем прошлом, настоящем и будущем. При этом неизменно возникнет вопрос: можно ли что-то изменить? Может даже появится паника "как так, у меня нет свободы, я в тюрьме!" На это Краули тоже дает ответ, хотя, может быть, не очевидный, и имя ему Бо Брахман. Обратите внимание на фамилию. Это не случайность. Судя по прочитанному, Бо практикует медитацию. И один из его "сеансов" подробно описан в романе. Суть медитации заключается в успокоении ума и расширении границ сознания.

Дело не только в том, чтобы понять, где находишься — какой у тебя знак и какая у тебя в данный момент участь, — а в том, чтобы пробиться через нее, прорваться через сферы, которые тебя сковывают.

Именно этот "прорыв" и иллюстрирует практика Бо. На мой взгляд, это очень важный момент, потому что многие люди ошибочно предполагают, что освобождение от оков своей судьбы - это тотальная переделка своей многострадальной личности.

Подбираясь потихоньку к концу обзора, вернемся снова к Пирсу. Помните, я сказала, что он нашел отличный от наркотиков путь познания бытия. Теперь можно рассказать об этом. Нет, он не стал наравне с Бо заниматься медитацией. Ничего подобного. Но его не покидали мысли о тайной связи между астрономией и историей. Более того, его Эгипет был страной, откуда и пришли все знания о звездах. Эгипет был колыбелью мудрости и магии. Мир мог бы принять эти знания, использовать для дальнейшего развития. Но что он сделал на самом деле? Предал забвению все, что несла магия. Сжигал на кострах тех, кто сеял слова истины. И небывалые знания остались для нас навсегда закрыты. Только это всего ли она версия истории. Ведь история не существует в единственном экземпляре. Так Пирсу в руки попадает книга, раскрывающая ему правду, иллюстрирующая другой вариант событий.

Он знал теперь, что вся его жизнь до этого момента, религия, в которой он был рожден, истории, которые он слушал, сочинял и рассказывал, образование, которое получал или не получал, книги, которые ему выпадало прочесть, его интерес к истории и цветные даты, которыми он сей интерес подпитывал, наркотики, которые он принимал, мысли, которые приходили ему в голову, — все они готовили его вовсе не к тому, чтобы написать книгу (как то ему казалось раньше), а к тому, чтобы книгу прочесть.

В такой книге, как в зеркале, можно увидеть свое отражение, найти подтверждение своим догадкам и тем самым прозреть.

Человек — это маленький мир, отражающий в себе всю землю и небеса; посредством собственного духа мудрый может вознестись над звездами.


Подведем небольшой итог. Пирс и Роузи это приманка, чтобы читателя привлечь и расслабить, дескать, смотрите, тут обычный рассказ о жизни людей, может они еще и переспят в одной из глав. Исторические личности - это первая ступень погружение в транс, когда мозг отвлекается, теряет ориентир, и тут можно его поймать в ловушку. Главное же - ангелы, имена которых начинаются на А.

Напомню, существует двенадцать Домов. О трех из них Краули уже рассказал в своем романе "Эгипет". Кто осмелится продолжить исследование следующих трех?

Книга прочитана в играх
Долгая прогулка. Команда "Безумный чтец: перезагрузка". Уровень 1. Бонусная книга из Черной Шкатулки Джокера. Бог-Скарабей
Охота на снаркомонов. Пункт 170. Вы читали эту книгу дома
Собери их всех! Дуэль