CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2020 г. 04:08

711

4

Очень странный, необъяснимо притягательный текст о том, чего так не любит большинство читателей: о вере и ее аспектах, о надежде и жизни с чистого листа после потери близких. И, если честно, я от этой темы тоже не восторге, но оторваться от книги никак не могла. В чем же секрет Мартела?

Уже в "Жизни Пи" прямым текстом говорится о религиозности автора, даже о его склонности к синкретизму. При этом вера, явно будучи постоянной спутницей Мартела в его литературных изысканиях, не лезет поперек сюжета, как у многих других авторов, не отталкивает читателя чуждой ему идеологией, не пихает своего бога в руки читателя, как шоколадного зайца на пасхальной распродаже. Нет, тем, кто пришел сюда за приключениями и увлекательным сюжетом, вовсе не обязательно становиться под один флаг с автором. И поэтому несколько лет назад я прониклась к Маттелу безмерным уважением.

"Высокие горы Португалии", конечно, совсем другие по настроению и сюжету - роман куда менее приключенческий и куда более меланхоличный. Состоит он из трех историй, разбросанных во времени, но связанных общей нитью. В первой незадачливый молодой человек, потерявший разом почти всех своих близких, включая маленького сына, переключается на поиски христианского артефакта, за которым отправляется в путешествие на невиданном по тем временам чуде - новеньком атомобиле. Вот только управляет он им из рук вон плохо, в результате и автомобиль через несколько километров становится не таким уж новеньким, и случается трагедия, сыгравшая важную роль в судьбах героев последующих историй.
Второй рассказ повествует о патологоанатоме пережившем потерю, в ночное дежурство которого вторгается странная женщина с не менее странной просьбой, тоже предсказуемо потерявшая близкого человека. Внесте с ней в книгу вторгается магический реализм, которого тут не ожидалось. Однако вписывается он сюда вполне органично. Заключительный рассказ повествует об американском сенаторе, решившем после смерти жены разыскать свои корни в далекой Португалиив компании весьма необычного спутника - каждый переключается по-своему.

Мартел скрыл и зашифровал в своем романе множество символов-подсказок. Так первый герой после потери близких приобрел привычку ходить по улице задом наперёд, что вылилось впоследствии в традицию скорби у поселян, которых он посетил. Что это, если не символический взгляд в прошлое, стремление к ушедшему? Какую роль во всей этой круговерти скорби играют обезьяны? Как пришла автору в голову такая смелая и забавная идея сравнения жизнеописания Исисуса в евангелиях с детективами Агаты Кристи?
Боюсь, мне не удалось разглядеть все смыслы и подтексты, значит, к книге нужно будет ещё вернуться.

Пожалуй, главный секрет пртягательности книг Мартела - это его умение обещать. Даже если в данный момент в тексте книги затишье, мы всё равно чего-то ждем, затаив дыхание: чем ещё удивит нас автор, куда выведет своих героев - даже полупустые строчки у него зовутт всё дальше и дальше в книгу. И вот ты уже не скептик, а увлеченный читатель.
Невозможно не вспомнить Пола Янга с его "Хижиной", где он поднимает схожую тему утраты. Но делает это так неуклюже неоднозначно, что редкий читатель при виде "Хижины" не закатит глаза.
"Высокие горы Португалии - это совсем другое дело - подойдет как светским, так и религиозно настроенных читателям. Увлекательно, необычно, незабываемо.
.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!