Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

30 января 2020 г. 09:48

918

4 В школе весело и без фантастики

Популярная культура – это такой клубок, который иногда даже очень любопытно разматывать ради самого процесса. Завоевавший в свое время симпатии и награды анимационный фильм Мамору Хосоды, оказывается, разработка беглого сюжета Ясутаки Цуцуи, автора не менее известной «Паприки». И хотя Цуцуи в свое время был обласкан за сюжетную идею, в приключениях японской школьницы Макото не трудно проследить аналогию с повестью Александра Житинского «Часы с вариантами». Речь, конечно, не идет о плагиате. Любопытно, что герой отечественной версии упоминает командировку отца в Японию. Во все времена и эпохи творцы тискали друг у друга идеи, если думали, что могут сделать лучше. Есть еще игровой фильм с попыткой глубже проработать драму, но получилось еще наивнее и нелепее из-за юных актеров.

Цуцуи почти не разработал научно-фантастическое обоснование прыжков во времени. Ведь для жанра сёдзе куда важнее мелодраматические переживания. В манге сентиментальность обрела еще более сильное звучание, а тема ответственности за свою жизнь хоть и проходит пунктиром, все же растворяется в романтическом флере расставаний и ожиданий влюбленных «через годы, через расстоянья», как очень любят японцы. Разгильдяйка Макото случайно получает возможность перемещаться во времени назад, но использует дар исключительно, чтобы избавить себя от повседневных забот. И первым серьезным испытанием становится желание сохранить дружбу с двумя одноклассниками. Но чувства имеют свойство развиваться. И никакие откаты уже не могут остановить подлинную любовь… Поскольку фильм и манга создавались по строгим канонам жанра, то здесь есть довольно большое количество банальностей и общих мест.

В сюжетной раскладке рядом с эмансипированной девушкой есть загадочный вихрастый красавчик Тиаки и стильный зубрила Коскэ. Клишированный треугольник дает возможность для стандартных ситуаций, реплик и шуток. У Ёсиюки Садамото все, будто клоны бесконечных сёдзё-аниме, без какой-либо индивидуальности. Соблазнительно долговязые парни, миниатюрные девчушки, которым за внешней скромностью тяжеловато скрывать набухающую сексуальность. А беседы ведутся лишь о пафосной любви на веки вечные.

С этим набором мангака Раммару Котонэ работает, как на конвейере. Решение динамичных сцен продиктованы раскадровками фильма Хосоды. Но и в остальном нет оригинальности. Котонэ стремительно двигает уже известный большинству читателей сюжет, дергая за сентиментальные струны – лукавые взгляды, бесшабашные улыбки, раскованные позы. На фоне условного летнего пейзажа небольшого городка молодежь экспрессивно расстается с детством, выбирая между социальной ответственностью и жгучими любовными переживаниями. В результате все равно получается слишком легкомысленно и необязательно. Душноватый летний морок не рассеивается.

К счастью, манга не повторяет дословно сценарий фильма. Особенно финал, который напоминает читателям о безрадостном будущем. И полученный урок от встречи с пришельцем из другого времени указывает Макото мессианский путь – не только вернуть себе любовь, но и оградить мир будущего от катастрофы. А чтобы совсем стало сладко, авторы присочинили эпилог. Линия тети Макото, с которой некогда случилась подобная история, получает расширение. Кадзуко отказывается менять прошлое, чтобы сохранить бестелесные, но драгоценные воспоминания о первой любви. Кстати, она музейный реставратор. Сохранить произведения искусства для других поколений – физическое воплощение игровых сентиментальных фантазий. И по-японски упрямое желание пригодиться, найти свое подлинное место в жизни.