Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

7 февраля 2020 г. 08:57

188

5 Классика в классике

Возвращаться в страну Оз можно бесконечно. Как миф, она позволяет беспрерывно фантазировать и вертеть канон вокруг пальца. Непосредственность фантасмагории Л. Фрэнка Баума – это всегда еще и вызов для художника. Ведь он представил всем знакомые типажи, но провоцирует на вычурность, неудержимость, желание найти оригинальную интонацию. Сценарист, лидер проекта Эрик Шаноуэр и художник Скотти Янг создали комикс, который можно назвать эталонным в своем жанре.

Шаноуэр бережно сохранил детали оригинальной сказки, любовно подмечая нюансы, которые нередко игнорировали другие интерпретаторы. В русском издании переводчица Мария-Валерия Моррис сохранила привычные имена, придуманные Волковым для своего переложения. Но лишенные авторского повествовательного комментария персонажи стали еще более эксцентричными. И Янг поддержал это решение экспрессивными, гротескными формами, где лирика сочетается с динамикой, а шаржированность с изящными элементами. Дороти в комиксе не только наивная, добрая и растерянная девочка. Она может забавно кричать и ставить ультиматумы. Хотя Дороти ведь всего лишь катализатор для того, чтобы закрутились сказочные механизмы волшебной страны на пути к свободе от зла и шарлатанства.

Обильный поток событий и испытаний в комиксе выглядит еще более головокружительным, хотя визуализация нередко расширяет нарративное пространство каждого эпизода. И в этом графика может составить солидную конкуренцию тексту. Впрочем, у авторов нет стремления конкурировать с первоисточником, а только рассказать историю тем языком, которому они посвятили творческую жизнь.
Дизайн каждого персонажа у Скотти Янга заслуживает отдельного анализа. Дороти в клетчатом платье и белом переднике с каштановой косой и непокорными локонами – это все милые девочки на свете. Широченный рот и полные восторга глаза ребенка, который всего лишь хочет вернуться домой - образ трогательный и ироничный. Криповый Страшила, принимающий акробатические формы, пугает своим зашитым ртом и огромными пустыми глазами. А кто сказал, что харизма должна заключаться исключительно во внешней красоте? А у Железного Дровосека есть усы, придающие ему сходство с Баумом. Нытик, в минуты опасности готовый размахивать топором, конечно, мечта о дедушке. И главный няш всей истории – Трусливый Лев. Собранный из мягких изящных шаров, он страшен только для обитателей волшебной страны. Читатели же видят в нем уютного доброго друга. Это милая игрушка, которая становится грозной в фантазиях.

В колдуньях, сельских жителях и прочем населении Оз видно вдохновение средневековыми и барочными интонациями, которые традиционно сопровождают волшебные сказки. В мире Янга знакомо, привычно, удобно и нисколько не скучно. Мягкое колорирование Жана-Франсуа Больё сохраняет рукотворность, очарование старинного повествования. Всех персонажей встречаешь, как родных и сразу знаешь, чего от них ожидать. Чтобы великое приключение состоялось. Шаноуэр и Янг даже не постеснялись крови и жестокости. Видно, что художник много работал над комиксами о супергероях. Пафосные сражения полны героизма и тонкой иронии.

Комикс как бы не отпускает целую эпоху прошлого века, доказывая, что постмодерн, мрачность и цифровые технологии – не единственный способ рассказывать сегодня старые сказки. Сюрреалистичность, гротеск, иррациональность и доброе тепло живут за далекой пустыней, где обязательно нужно побывать, чтобы вернуться домой.