Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

22 февраля 2020 г. 16:36

4K

4.5 Время собирать камни

Чтение "Цитадели" хочется сравнить с восхождением на очень крутую гору, каждый шаг по которой дается с усилием, и тем не менее, чем выше взбираешься, тем больше вокруг раскрывается панорама захватывающего вида. С одной стороны, это медитативный монолог неназванного персонажа, в котором угадывается царь Соломон, и речь его полна чистой философии, облаченной в притчу, которая в свою очередь понемногу вырисовывается на фоне множества поднятых тем - как царь познавал свой народ, ставя целью не преумножить их бытовое благосостояние, а раскрыть их духовно, дать им настоящую свободу духа.

С другой стороны, "Цитадель" - завуалированная исповедь самого Антуана де Сент-Экзюпери, по частям писавшего это произведение всю свою короткую жизнь, но по известным причинам, так и оставшееся незавершенным. В нем Экзюпери кропотливо связывал воедино свои воспоминания и мысли о человеческой жизни и смерти, о природе общества, о власти, счастье, богатстве, и любви - к женщине, к детям, к своему ближнему и к Богу. Одним словом, это мысли о жизни - о ее смысле и ценности.
В целом, получился новый Заратустра со своей философской концепцией и видением собственного идеального человека. И, возможно, не все полностью убедит читателя этой книги, есть множество глав, с которыми многие не согласятся, но какие-то небольшие фрагменты, возможно, и смогут подтолкнуть читателя взглянуть на какую-то жизненную ситуацию с другого угла. Можно с уверенностью предположить, что Экзюпери не преследовал цели своей книгой написать новое Евангелие, которое будет считаться истиной от первого до последнего слова (так как и сам он признавал, что не все написанное в произведении, там необходимо, но отредактировать собранное уже не успел), но если его труд хоть немного поспособствует, дав ответ на внутренний вопрос - значит, он достиг своей цели.

Следы "Маленького принца" все-таки видны на песке, среди бескрайних барханов библейской притчи, они прослеживаются тут и там, но наиболее явно в упоминаниях то о розе, то о лисенке, прибившегося к воинскому походу. Но есть и объединяющее их в философии - это идея, что человек сам ответственен за себя и все с ним происходящее. И зона ответственности человека распространяется не только на него самого, на свою планету или на свое царство, но и обо всем, что лежит за его пределами. И, конечно, в основе всего лежит верный путь к сердцу любого существа - это доброта и любовь. Этими мерами царь измеряет справедливость, но не стоит считать, что где законом управляет доброта, то там нет порядка, организации и ответственности за свои поступки. Нет, даже наказание может быть продиктовано добрыми побуждениями, потому что пропустить между между пальцами проступок, будет большим злом к будущему свершившего его и к тем, кто от него пострадал.
Еще из общего с "Маленьким принцем", можно заметить убеждение, что в любой ситуации надо оставаться человеком, даже к своему врагу. И не потому, что согласно философии Экзюпери, понятие "враг" погранично понятию "друга", а просто потому, что он такой же человек, который оказался в таком же положении.