Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 февраля 2020 г. 21:16

12K

4 Смерть культуры

Писать рецензию на эту книгу крайне непросто, и в первую очередь потому, что сама книга очень непроста. Да что там - непроста, это очень мягко сказано, книга невероятно сложна. Я не удивляюсь, когда узнаю, что большинство читателей не находят в себе силы дочитать этот культовый роман Гессе до конца, бросая его, кто в самом начале, кто на середине.

Надо сказать, что автор сделал все возможное, чтобы создать читателю дискомфортное состояние, он предельно засушил и наукообразил текст, выбрал крайне неудобоваримую форму подачи в виде огромных, расползающихся на несколько страниц, абзацев, практически исключил прямую речь. В результате читателю приходится заставлять себя преодолевать невероятную скуку, добираясь до зерен истины, которыми обещал поделиться автор. Поэтому большинству читателей, кто еще не читал "Игру в бисер", но собирается, я бы советовал запастись терпением и выдержкой, и подойти к чтению не как к развлечению, а как к серьезной работе. Почему я это советую большинству, а не всем, да потому что подозреваю, что в природе есть читатели, которые так и жаждут подобного текста, вот они, возможно, и получат наслаждение от процесса.

Я имел в виду любителей сухого философского текста, ведь стало уже общим местом упоминание о том, что Гессе замаскировал под роман самое настоящее философское эссе, в котором рассматривает пути культуры, искусства, власти и человеческой личности в отдаленном будущем. Роман вполне можно отнести к категории антиутопий.

Причем та катастрофа, которую пережил социум, изображенный в романе, до боли напоминает нынешнее западное общество. Суть той катастрофы состояла в резком падении духовности, в вырождении искусства в масскульт, в наступлении "фельетонной эпохи". В картине, созданной Гессе, только компьютеров и мобильников не хватает, не продумал он техническую сторону вопроса. А так все симптомы сегодняшнего "цивилизованного" общества налицо.

Что же, по мнению автора, ждет человечество после таких катаклизмов? Он считает, что наиболее вероятным будет разделение общества на "мирское население" и на духовную элиту, задача которой - сохранение культуры. Элита объединена в особый Орден, которому выделена отдельная провинция (Касталия), у которого своя особая структура, отличающаяся строгой иерархией. Цель и задача кастальцев - "играть в бисер", они "производят" некий метатекст, синтезирующий все искусства и литературу в нечто единое.

Главными "науками", которые составляют базис игры, являются музыка и математика, выразить одно другим - в этом состоит искусство играющих. Еще они ищут теоретическое сходство разных наук и искусств, комбинируя их различными способами. В целом, можно отметить, что "игра" есть некое упражнение с символами культуры, накопленной человечеством. Кстати, Гессе так и не объясняет в прикладном свете принципов игры, ясно, что автор и сам не в состоянии представить, как оно должно функционировать в реале, его посетила сама идея, что нечто подобное было бы возможно, но как оно будет выглядеть на практике ему самому не ясно. Поэтому остается только теоретически обсуждать выдуманный феномен.

Сейчас ловлю себя на том, что только слегка прикоснулся к теме романа, а уже сколько текста накатал. Видимо, способность автора оригинала к многословию передается и осилившим книгу читателям. Прекрасно понимаю, что даже, если еще два-три раза напишу столько же, всех вопросов, поднимаемых в книге не коснусь, но добьюсь того, что моя рецензия станет столь же трудночитаемой, как и роман, на который она написана. Поэтому перехожу к резюме.

Мне показалось, что название для "игры" выбрано не случайно, возникает отсылка к Евангелию от Матфея "Не мечите бисер перед свиньями". Люди, не входящие в круг посвященных в игру, приравниваются к свиньям, которым не дано понять суть священной забавы. Само название игры звучит как заявка на элитарность и избранность. И в то же время бросается в глаза бесплодность этого занятия, игра обретается сама в себе, ничего не давая обществу. Гессе констатирует смерть высокой культуры и классического искусства, "мирскому" социуму они не нужны, он их не понимает и не принимает, а посвященные просто препарируют трупы былого искусства и гремят костями классических произведений.

Ницше провозгласил смерть Бога, а постмодернист Гессе провозгласил смерть культуры. И смерть в конце книги главного героя - Йозефа Кнехта - символизирует главную идею романа. Кстати, прошу прощения, что я почти ничего не написал о Кнехте, но сделал я это только ради экономии и компактности.

881а

Прочитано в рамках игры "KillWish"

Комментарии


Я не удивляюсь, когда узнаю, что большинство читателей не находят в себе силы дочитать этот культовый роман Гессе до конца, бросая его, кто в самом начале, кто на середине.

Я бросила на середине.))

заявка на элитарность и избранность

это как раз и оттолкнуло.


Я дочитала до конца, всегда и все дочитываю. До конца ждала разгадки игры, но так ничего и не поняла.


Я не смогла. ))) Это был мой личный позор в мои 18 лет. ))) Может, вернусь когда-нибудь к этой книге, из упрямства. Спасибо за обзор. ;)


Одна из моих любимых книг, перечитывала несколько раз


Меня, кстати, еще смутило мягко сказать не благосклонное отношение кастальцев собственно к творчеству. То есть они обрабатывали, сплетали то, что было сделано и придумано, но создавать самим...


Как здорово вы о ней написали! О книге. )) Только не прошлой неделе я отвечала на вопрос читательницы о чем эта книга и стоит ли ее читать... Сама прочитала лет 20 назад, и очень внимательно, но заметного следа в душе она не оставила. Понравился оригинальный замысел автора.


«игра играется сама в себе, ничего не давая обществу» а я отчаянно искала эти слова, когда пыталась описать размышления...именно так!


А я не согласна, что смерть Кнехта символизирует смерть культуры)Здесь речь о жертвенности, а это необходимое качество сверхчеловека, по Гессе.


Согласия и не требуется )
Однако, хочу заметить, что "жертвенность" - не цель, а средство достижения некой цели, и включает в себя три обязательных компонента: 1) чем жертвуют; 2) ради чего жертвуют; 3) кому жертвуют.
Вот и возникает вопрос: кому и ради чего пожертвовал своей жизнью Кнехт? )


Понятно, что не требуется)) Я только дочитала книгу и сейчас несколько дней вынашиваю рецензию.

Помните этот момент, там было даже сказано, что Кнехт "боролся за душу своего ученика", когда поплыл за ним, он не мог спасовать, не мог проявить слабость. Смерть как самый сильный урок, который мог преподать Кнехт для Тито. Смерть как подвиг ради возрождения новой жизни.