Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 ноября 2011 г. 21:30

157

5

Каждая маленькая группа людей, связанная общим интересом, который другие отвергают или игнорируют, постепенно вскармливает тепличное благодушие, конечно - друг к другу. По отношению же ко всем прочим у них развивается гордость или даже ненависть, проявляемые без всякого стыда, ибо они санкционированы «делом» и освобождают от личной ответственности
К.С.Льюис

Пожалуй, это лучший роман в уходящем литературном 2011 году. ''Корабль дураков'' — один из тех романов, который требует полного и всецелого внимания к себе, погружения только в этот безбрежный океан слов, фраз, абзацев, которые, как течения подхватывают и взвихривают твои мысли; роман, который требует кропотливой читательской работы.
Портер воссоздала грандиозное полотно социально-психологических проблем и событий, которые предшествовали появлению нацизма в Европе. Откуда приходит то самое Зло, которое порождает такую страшную ненависть одного человека к другому, ненависть такой силы, что одни люди начинают с маникальным усердием уничтожать других? Но Зло не приходит ниоткуда, оно таится внутри общества тихой змеей, свернувшейся в кольца и выжидает подходящего момента, чтобы ужалить и пропитать своим ядом человеческие сердца. Нетерпимость, эгоизм и равнодушие — корни, питающие и взращивающие Зло в обществе. Каждая группа пассажиров корабля ''Вера'' ( veritas – истина ), объединяясь в группы по национальным и социальным признакам, вырабатывают свои собственные ''правильные'' и верные правила, вынося приговор не входящим в этот круг людей, основываясь на стереотипах, которые существуют внутри только этой группы. Вот немцы — они ненавидят евреев, вот евреи — они ненавидят христиан, вот немецкие буржуа — они презирают тех, кто плывёт третьим классом, вот католики — они не переносят протестантов и иудеев. Замкнутая система ненависти и нетерпимости, которая даже внутри одной нации тоже проводит свою градацию - скажем, американец (машу ручкой американской демократии) Дэнни размышляет об американцах:

впрочем, и для американцев у него были излюбленные прозвища: к примеру, ''голяк''(но это только для жителей штата Джорджия), ''белая рвань'' – это относилось главным образом к тем, кто стоял на низших ступенях общественной лестницы и не имел гроша за душой, но и ко всякому, кто не был с ним, Дэнни достаточно приветлив или не разделял его взглядов.



Нетерпимость к другому порождает любое проявление нацизма. Даже ''истинный ариец'' Фрейтаг, женившийся на еврейке, там внутри себя ежеминутно предаёт свою жену сомнениями.
Но Портер-то, Портер-то что делает? Она не выписывает ярко отрицательных героев, вот прям ''плохиш'' и всё — ненависть к персонажу. Возможно только Рибер, - ярый нацист, - но даже этого героя Портер ставит в глупейшие ситуации, когда ты понимаешь, что он просто надутый индюк и ничего более. Но от этого не становится легче, на самом деле. Так вот Портер грандиозно создаёт целую галерею прекрасных, живых и ярких персонажей, о каждом из которых она рассказывает очень подробно и живо и как талантливый хореограф заставляет то солировать героя, то выступать в паре с партнером, то в групповом ансамбле. И во всех танцах Портер выявляет внутреннее одиночество, разобщенность; каждого из них становится жалко с его проблемами, психологическими заморочками, из-за того насилия, которое приходится переживать ( откуда у детей - Рика и Рэк - возьмется доброта, если собственные родители не просто избивают их, а избивают с особым извращением и получают от этого удовольствие), но вступая в те самые объединительные группы: немцы, испанцы, буржуа, художники, - они словно сходят с ума и начинают ''воевать'' против другой группы. Портер идеальный автор для своих героев – на каждом она сосредотачивается полно и глубоко, ставя героев в комичные, трогательные и порой очень жесткие ситуации, в каждой из которых люди наиболее полно демонстрируют собственную замкнутость, лицемерие, жестокость и равнодушие (достаточно вспомнить, как Гуттены отнеслись к гибели человека, спасшего их собачку: вот дурак-то).Они все находятся в замкнутом пространстве корабля, плывущего в океане, им никуда не деться друг от друга, стоило ведь найти дороги к каждому, чтобы сосуществовать вместе, но нет...И как итог абсолютной глухоты то, что произошло на празднике, устроенном испанцами...То, что произошло в результате нацизма в Германии.

Роман Портер настолько многослоен, что его можно читать и выискивать философскую символику, угадывая в поступках героев и их размышлениях о браке, о происхождении зла различные философские течения, цепляться за эти крючочки символизма и распутывать клубок романа ниточку за ниточкой. А можно роман читать как одно из лучших антифашистких произведений, исследуя причины нацизма. Каждый выберет для себя свой способ. Удивительная по своему накалу книга, в которой, кроме перестановки героев и бесед их друг с другом ничего не происходит, но, тем не менее, которая не отпускает твоё внимание ни на секунду.

P.S. Да! А ещё очень рекомендую фильм Стенли Крамера с неподражаемой Вивьен Ли по роману К.Э.Портер ''Корабль дураков''.

Комментарии


+1


Юля, спасибо за отличную рецензию на так полюбившуюся книгу.


Инна, это тебе спасибо за открытие! Мощная книга. Я даже купила бумажный вариант у букинистов, чтобы поставить на полку в библиотеку!