Больше рецензий

Artistka_blin

Эксперт

ЗДС - заметки для себя

29 февраля 2020 г. 12:49

2K

4

Человек многое может, когда поймет,
что другого выхода нет, что ему ничего не остается как терпеть.

Прочитав тетралогию Слепухина, я очень ждала встречи с этой книгой. Название отсылало куда-то в Африку, Киммерия же название местности в Крыму. По сюжетной линии, где главные действующие лица выпускники школы, было очень похоже на мой любимый «Перекресток». Но атмосфера уже другая, «Перекресток» превзойти не удалось.

Роман в первую очередь о становлении личности, выборе пути, о взрослении вчерашних детей. О том, как грустно расставаться со школой, детством. И трудно становиться самостоятельным человеком. Еще труднее быть самостоятельным в своим мнениях и решениях, быть независимым от влияния родителей. Роман имеет яркую социальную направленность и можно сказать идеологически выверен. Чего от Слепухина не ожидала. По предыдущему опыту я вижу он наоборот вскрывал недостатки освещения некоторых проблем в Союзе. Здесь он поднял очень болезненный вопрос и раскрутил его, все дальнейшие события и действия героини романа Ники нанизались на этот вопрос как на каркас. Пройдя через открывшуюся в семье острую тему, Ника быстро повзрослела, ей пришлось быстро определиться со своим отношением к прошлому родителей.

Действие романа очень неспешно разматывается, сильно провисая в начале. Благополучие на советский лад окутывает Нику, консервирует как муху в смоле. Ни особых мыслей, ни желаний, ни устремлений. Нехарактерное состояние неги для советской школьницы. Но уже тогда автор дает намеки, что состояние довольства и внешнего лоска, которого достигли родители и в котором пребывает семья, чуждо для советского гражданина. При социализме установки другие. Поэтому, делая упор на то, каким образом это благополучие достигнуто, Слепухин подводит к неоднозначному выводу. И это на минуточку в послевоенное время, когда чужих детей не бывает (дальше не могу говорить, будет открытый спойлер). При таких семейных неурядицах, скрывавшихся при внешнем процветании, отходит на последний план первая любовь, случившаяся с Никой в Крыму и выбор пути, окончание школы кажется не главным в жизни., Теперь акцент книги сместился на осознание вины, какая вина самая тяжкая – первоначальная или вина непрощения.

Я оцениваю книгу довольно высоко, но дается она мне нелегко. Произведение суховатое, стерильное и где-то даже фальшивое. Мне показалось, что у автора было стремление раскрыть сюжет в определенных рамках и при этом характеры героев не раскрылись, нет живости в отношениях и взаимодействии между собой. Если с Никой всё понятно, более-менее прорисована ее натура, то окружающие ее люди вовсе вышли деревянными. Нелепой выглядела ее крымская любовь со взрослым состоявшимся человеком. Совершенно непонятно что мог разглядеть в девочке, не имеющей кроме внешности ничего, тридцатилетний женоненавистник. Диалоги между двумя влюбленными мертвые, объяснение в любви кошмарное. Игнатьев через силу или как бы через отвращение делает признание. Дальше принимая участие в судьбе девушке, он руководствуется рассудочными и трусливыми побуждениями, вроде и хочет помочь, поддержать, но делает это с оглядкой. А вот то, чего боялся Дмитрий Павлович действительно его настигло, теперь его жизнью вертит взбалмошная девчонка, поступки которой зависят от настояния, сегодня люблю, завтра нафиг пошлю, надо испытать катарсис, т.е. очищение души через страдание, но заставив еще страдать взрослого мужчину. И в тоже время излишний упор на представлении девочки в книге, как углубленной в себя, излишне серьезной, словами классной руководительницы Татьяны Викторовны: «Такие счастливыми не бывают. Для счастья нужно быть … проще.» Заумно слишком для школьницы. В отличие от девочки ее родители выглядели в книге безликими, размытыми пятнами. Совершенно неузнаваемой стала для давняя знакомая по тетралогии Татьяна Викторовна Болховитинова. Таню из «Перекрестка» можно было узнать по обстоятельствам, упоминаниям о прежней жизни, по дяде, ставшем ей за место отца, да по приехавшему другу семьи Сергею. Никакие больше признаки не напоминали мне ту прежнюю, пережившую войну Таню. Конечно, понимаю речь уже не о ней. Но всё же… Что-то у меня отзыв куда-то скатывается, пора останавливаться.

Сафари СиВ

Комментарии


Светуль, на чьей стороне были твои симпатии во время прочтения : Дима или Андрей ?)


Игнатьев мне был несимпатичен, поэтому, Танюш, Андрей))
Вообще, как твое ощущение от книги? Меня не цепляло, особенно в начале.


хотя и поставила 4, но по честному, помню, хотелось поставить 3,5, особенно в начале, но рука не поднялась ....)
а так, без восторгов вообще, в отличие от тетралогии..


Воот! Без восторгов... Хоть где-то мы стали с тобою совпадать :)
Но за Слепухина обидно) Я рассчитывала на другое впечатление.


. Хоть где-то мы стали с тобою совпадать :)

да ладно)) я с тобой во многом согласна и по первому тому Рубиной её нового цикла))
мне в целом роман показался слишком правильным что-ли, с уже заведомо вложенной моралью...как-то так..(обидно..


точно, но кроме морали должны быть живые люди


конечно, тогда и читать будет гораздо интереснее)
и меня бесит, когда автор создает такую героиню, в которую все подряд влюбляются, словно она идеал какой...бррр.....


есть такое))) мне не понятны были отношения Дмитрия и Ники, духовной связи не увидела, а физическое влечение автор сознательно затирал, тогда на чем держались отношения, когда точек соприкосновения нет? :)


а физическое влечение автор сознательно затирал,

мне кажется, на этом и держались, просто автор в то время не мог об этом в открытую сказать...
а ты что думаешь ?


со стороны Игнатьева - да. чем-то должна бвла его привлечь девчонка, иначе ему совсем не интересно было с ней возиться


а с её стороны, мне кажется, просто льстило внимание взрослого серьезного интересного человека


ближе к истине) Андрей лучше знает Нику и его чувства провереннее


нашли точки соприкосновения)


мы с тобой? ура! ты тоже за Андрея?


конечно) Мне Дима нравится, но как пара с Андреем Ника гармоничнее и вообще я за равноправные отношения)