Больше рецензий

Iriya83

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 марта 2020 г. 05:59

757

4 "Кратчайший путь редко ведет к исполнению мечты, а гораздо чаще заводит вас в дебри залитых кровью земель."

О чем
Необычным романом завершил автор важную часть цикла "Земной круг". В центре сюжета этой книги лежит история девушки по имени Шай, которая однажды, возвратившись домой, застает в руинах родные земли, а брата и сестру пропавшими. Взяв в компанию отчима и нас - читателей, она отправляется по следам разбойников-бандитов, чтобы найти любимых родственников и отомстить за них. Таков незамысловатый старт этой книги. После эпических боев шедеврального романа "Герои" я была удивлена, попав на страницы приключенческого ревизионистского вестерна в темных тонах. Соглашусь со сказанным в аннотации - среди многообразия жанров это произведение можно смело отнести к "дико-западному" литературному направлению. Были здесь фермеры с плантациями, трактиры с борделями, а так же зараженные золотой лихорадкой люди, в жажде наживы доведенные до кровавых неревольверных перестрелок с погонями на лошадях в антураже очень суровой местности. Однако все это воспринималось мной скорее очень умело написанной авантюрной пародией на американскую классику, чем попыткой автора создать что-то воистину дерзко-вестерное. Несмотря на то, что данный роман произвел на меня не такое сильное впечатление, как его предшественники по циклу, я читала его с удовольствием. Да и как же иначе? Это ведь Аберкромби!

"В окружении сумасшедших любой здоровый человек выглядит безумцем."

Особенности
В подтверждение приключенческой тематики автор строит сюжетные линии в виде путешествия героев от одного пункта к другому с целью поиска потерянных детей. Вместе с ними мы попали в братство фургонщиков, сражались со злодеями разных мастей, пережили страшный ураган и переправу через шумные воды свирепой реки, а так же познакомились с необычным племенем дикарей. При этом отправной точкой позиционирования поступков для этих людей были не социальные механизмы, а скорее собственный кодекс чести и внутренние психоэмоциональные убеждения. Над этим автор не забывал иронизировать, и это было по-настоящему весело. Одни города приходили на смену другим, а постоялые дворы уступали свое место бескрайним просторам пустынных равнин. Под девизом: "Я бывала во многих дерьмовых местах, занималась многими дерьмовыми делами, но такого дерьма, как здесь не видела никогда", мы посетили очень необычный город, который еще надолго останется в моей памяти адски неприятными осадочными эмоциями. В нем мечты втаптывались в навоз, надежда находилась на дне бутылки, странности становились привычными, а люди поскорее стремились получить максимум удовольствия до падения в хищные лапы смерти. И если воспринимать все происходящее здесь близко к сердцу, то был шанс не дочитать роман до финала. Мрачный антураж и кроваво-тревожные события были настолько печальными, что его с легкостью можно было назвать "Кровавой страной". Хотя автор своим красноречивым юмором сделал все, чтобы читатель смеялся сквозь вонь, грязь и жестокие разборки.    

"Зло - это насилие без угрызений совести и мысли о последствиях. Возможно, зло - это высокие идеалы и низкие средства для их достижения."

Хочу отметить динамику происходящего, которая удивляла своей стремительностью. Сюжет не задерживался на на миг, проносясь перед глазами новыми интересными горизонтами событий с неожиданными поворотами. Повествование идет в привычном для автора темно-ироничном стиле. Каждый раз читая прозу Аберкромби, я понимаю, как все-таки люблю его саркастический слог, украшенный потрясающей образностью и крылатыми высказываниями. Если в "Героях" автор взял верх над всеми описанием потрясающих битв, то этот роман навсегда мне запомнится шикарными диалогами-афоризмами. Острые подобно клинкам диалоги-состязания, широкодушные диалоги-откровения и милые диалоги-признания. Как в любом классическом романе-вестерне, здесь также задеты сложные морально-социальные проблемы: отношение к малочисленным народностям, беззаконие, соотношение богатства и бедности. Отличием же от вышеупомянутого литературного жанра является отсутствие явно выраженного разграничения Добро/Зло. Все герои являются отталкивающими (хоть и в разной степени), а их поступки далекими от идеалов. Очень интересным показался ход автора - добавить на страницы книги в ряды второстепенных персонажей писателя-биографа. Иногда я вместе с ним испытывала шок от происходящего, ощущая себя маленькой лодкой здравомыслия в необъятном океане неуправляемого безрассудства. 

"Мир - серое место. Он весь состоит из полуобмана и полуправды. И все же есть ценности, за которые стоит бороться. И тут нужно прилагать все усилия и все старания. Полумерами ничего не добьешься."

Персонажи
Каждая книга Аберкромби представляет собой сборище людей-карикатур в хорошем смысле этих слов. "Красная страна" не стала редким исключением. Бандиты на страже закона, скрытые мятежники, пьяницы, проститутки, законники и толстосумы. Думаю, что найти еще где-то в рамках одной книги такое количество реалистичной аморальности - абсолютно непосильная задача. Самым смешным в своей отвратительности для меня оказался известный всем лидер наемников. Он представлял собой твердыню эгоцентричной самовлюбленности, закамуфлированную грязным простодушием. Сила его личности обладала притягательностью лишь для таких же отъявленных негодяев, как и он сам. Поэтому страницы с участием Роты Щедрой Руки были липкими от крови и вонючими от мужского перегара, дрянной похоти и сожженных жизней. Женская составляющая романа практически отсутствовала. Желание увидеть на территории Земного круга интересный "слабый" персонаж я оставила давным давно, еще во время чтения "Первого закона". В этом плане книга меня снова не удивила. Даже наличие мелькающих представительниц прекрасного пола на страницах данной истории не несло в нее дух женственности. Пожалуй самыми запоминающимися действующими лицами оказались уже знакомые по предыдущим частям герои. Наконец-то я узнала любимого авторского персонажа, которого он провел через все уровни ада Земного круга. Ну и конечно, мне понравился высмеянный Аберкромби за постыдно-трусливое поведение персонаж, который был на порядок милее остальных смехотворцев. Так случилось, что именно его внутренние возгласы: "О, Боже!" шли актуальным созвучием с моими собственными эмоциями.

"Бутылка - хитрый кредитор. Она может ссудить вам немерено отваги, но потребовать возврата долга в самый неподходящий момент."

Финал первой части "Земного круга"
В отличие от предыдущих романов здесь практически нет магии. Присутствует лишь абсолютно пассивный атрибут волшебства. Я наивно надеюсь, что он еще даст о себе знать в следующих книгах "Земного круга". Равно как и небольшие намеки, связанные с развитием промышленности. Как признанный поклонник драматических финалов, не могу назвать итог этого романа (а вместе с ним первой части цикла) таковым. Перед тем как окончательно опустился занавес, мы увидели победу культуры над дикостью, порядка над хаосом, чуда лжи над жестокостью правды и...как ни печально...победу ушедшего над будущим. В душе после прочтения поселились немного печальные мысли о понятии прошлого. Мы принимаем свои разочарования и потери, признаем вину и не отказываемся от позора. Но немногие способны оставить во вчерашнем дне все нанесенные и полученные раны. Они переплетением рубцов и шрамов сопутствуют многим из нас всю жизнь, потому что прошлое никогда не остается там, где его бросили. Никогда...

"Минувшие года - теплая компания. Каждый раз ты оборачиваешься, а этих ублюдков за твоей спиной все больше и больше."