Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 марта 2020 г. 09:16

745

3 Какая простая штука эта жизнь

Даниэль Орлов подложил чудную свинью своим будущим рецензентам: роман сконструирован так, что легко определить, в какой момент многомудрый критик решил, что он «все понял» и дальше можно не читать.

Судя по прочитанным мною рецензиям, большинство критиков ограничились первой частью, отсюда и ярлык «производственный роман», и сравнения с «Территорией» Куваева. Действительно, «День шахтера» – реинкарнация даже не романа о геологах, а фильмов 1950-х годов с ясноглазым Алексеем Баталовым в главной роли: тот же герой, настолько идеальный, что мучается своей недостаточной идеальностью, борьба хорошего с лучшим, а главное – пафос созидательного труда. Ну и чисто внешние атрибуты: геологи, Север – пусть не Чукотка, а приполярный Урал, поиски – пусть не золота, а алмазов.

Вот только история эта заканчивается 25 августа 1991 года, и дальше начинается совсем другой роман:

Что-то трескалось, хрустело по дальним станциям, что-то неуловимое происходило со всем севером, а то и с целой страной. Увидеть и понять что, со склонов Уральских гор не получалось, но общее ощущение тревоги и перемен, которые для этих, редко посещаемых Господом, мест особо мучительны, передавалось от поселка к поселку.

Следующие четыре части – о том, как геологи-однокашники приспосабливались к новой реальности. Из геологической экспедиции нас переносят сначала в Петербург 2008 года, а потом в Крым 2013, но благодаря регулярным флешбекам их линии жизни за 20 с небольшим лет восстанавливаются без труда. Если на то пошло, это даже и не судьбы пяти разных человек, а перебор вариантов для одного-единственного: а что будет, если ты откажешься от геологии и уйдешь в бизнес? а если уйти придется в силу обстоятельств, а не по собственной воле? а если останешься верен профессии, но «полю» предпочтешь академическую карьеру?

Автор упорно подводит нас к единственно возможному выводу (отсюда, наверное, и «роман-прозрение» в подзаголовке): счастье в Труде. Но даже если в какой-то момент сошел с предначертанного пути, вернуться можно всегда, пусть и в последние минуты жизни. Настоящие люди должны ходить по настоящей земле, остальное от лукавого.

Вот ведь, где неправда вся. Раньше спросишь человека: «кем работаешь?» Он ответит, мол, геологом или строителем, или врачом, или биологом, или еще каким корабелом. Специальность свою назовет, а не должность, будь он хоть трижды директор института или завода. Специальность – это смысл существования, возможность реализовать мечту, талант. Делай свое дело, остальное по труду и справедливости.

Пахнуло суконной пропагандой? Есть немного. В защиту автора должна сказать, что книга совершенно не производит впечатления конъюнктурной, она явно автобиографичная, искренняя и «выстраданная».

И вот как раз последнее было лишним. Очевидно, что над романом Орлов поработал от души: игры в композицию и нелинейное повествование, избыточная лексика с нагромождением метафор (при этом синтаксис довольно однообразный) – красиво, ничего не скажешь:

Когда выключает человек своё шумное и гордое железо, тайга молчит с полминуты обиженно, а лишь потом с яростью жены, у которой муж, напившись на чужие, всю ночь храпит в сенях, обрушивается на человека всем своим гудом гнуса, ропотом верхушек елей, постуками, клёканьем далёкой воды и дребезгом ветра, запутавшегося в антенне радиостанции. И пока не выскажет своё, не отбранит, то и не угомонится.

Не могу отделаться от чувства, что искра вдохновения была принесена в жертву такой вот «сложности».

Стратегию автора лучше всего иллюстрирует название книги. Почему «Чеснок»? Потому что

Нет, если он шел однажды на маршрут по склону, по тому месту, где только-только стаял снежник, и останавливался покурить, и замечал тонкие стебли дикого чеснока, то у него, у меня, у всех нас есть за что зацепиться в жизни. За вот эти стебли и цепляемся. Вспоминаем, как срывали, как жевали и долго перекатывали во рту пряную островатую кашицу. Простой дикий чеснок. Обычная тонкая травка с пушистым розовым шариком наверху. И прочь морок! Прочь!

Эйдос чеснока как чего-то жгучего, но безусловно полезного (плюс ассоциации с детским «по чесноку») используется во всех ключевых точках романа. Используется уместно – да больно старательно и в лоб.

А вот на что старания не хватило, так это привести книгу в читабельный вид. Нога редактора туда вряд ли ступала – иначе чем объяснить, что, например, четыре года внезапно превращаются в три, а «дед-академик» через десяток страниц будет разжалован в профессоры. К неряшливым изданиям я давно привыкла, но здесь количество ошибок – причем не опечаток или «авторской пунктуации», а кондовейших школярских! – превосходит все пределы. Вроде бы мелочь, но представьте: знакомитесь вы с франтом в дорогущем, явно сшитом на заказ костюме, с тщательно подобранным галстуком, запонками, парфюмом благоухает – и вдруг замечаете на сгибе рукава засохшие сопли. Ага, понятно – на носовой платок (=корректора) денег уже не хватило. С другой стороны, молодец ведь – чихает в локоть, как учит ВОЗ.

В одной рецензии советуют: Мужики, которым 50, почитайте. Не пожалеете. Я не мужик 50 лет, поэтому мне этот опыт психотерапии не показался интересным (другие травмы…), при этом роман, несмотря на многочисленные приметы времени, на серьезные обобщения не выводит и на слепок эпохи не тянет. Единственный мой вывод-«прозрение»: Ницше все-таки был неправ и то, что нас не убивает, сильнее все же не делает. К финалу все герои романа пришли переломанными – кто символически, а кто и в прямом, физическом смысле.

Так что пойду-ка я на бессмысленную работку в бездуховный офис.

И это то место, где тебе станут врать про командный дух, про то, что цель всего этого – построить рай на земле. Но это место, где добродетелью назначено стяжательство, а грехом человеколюбие и сострадание. И за то, что ты каждый день служишь черную мессу, тебе выдают немного денег. Ровно столько, чтобы ты не сдох от голода и не перестал покупать.

Комментарии


Интересно, только уж слишком Куваева напоминает.
А почему они все в финале переломаны? Ведь, судя по рецензии, далеко не все из героев жизнь построили на бесконечных походах по тайге - большинство, похоже, пошли в офисы. В таком случае получается какой-то перевертыш - как раз офис убивает :)


Три главных героя переломались в буквальном смысле, в том числе один насмерть - причем не в экспедиции. А те, кто сохранили конечности целыми, вышли из испытаний, вопреки утверждению Ницше, не сильнее, а с серьезными душевными травмами, мало совместимыми с жизнью. Так что тайга ли, офис ли - одинакова фигня ;)

С Куваевым, если не считать геологического антуража, очень мало общего. У его героев все-таки есть смысл жизни, а тут полная безнадега. Какие времена, такие и истории, чоуш.


Понятно, спасибо! Я ведь не читал, судил по отрывкам текста, которые вы вставили в рецензию.
Да, со смыслом жизни сейчас сложно. Ничего не могу припомнить из более-менее современного, где он как-то обсуждается всерьез.


Есть у меня такой грех, люблю цитировать - не столько для того, чтобы подтверждать свои умозаключения, сколько для того, чтобы дать представление представление об авторском стиле. Так что не совсем верное представление о сюжете неудивительно, поэтому и уточнила в комментарии :)

Да, сама давно ищу современный отечественный роман, в котором "отразился век/и современный человек/изображен довольно верно". Пока безуспешно. "Чеснок" - честная попытка, но масштаба не хватает. В том числе масштаба автора.


///Да, сама давно ищу современный отечественный роман, в котором "отразился век/и современный человек/изображен довольно верно". /////
А Юлиан Дубов с его "Большой пайкой" в кандидаты не претендует?
Впрочем, сам не читал и совершенно не хочется. Просто к слову пришлось и имя в некоторой степени известное.


Посмотрела - это вроде бы "мокументари" про Березовского? Смутно вспоминаю фильм с Машковым по мотивам )) Да, наверное, как слепок той (но уже не этой) эпохи пойдет. Попробую как-нибудь. Хотя заранее скептически настроена по отношению к чисто писательским талантам Дубова - богатая фактура еще не гарантия настоящей литературы.


Я в свое время "Большую пайку" пропустил, потом посмотрел лунгинского "Олигарха" (по "Пайке" снятого) и начал за книгой гоняться. К тому времени все ранние издания разошлись, пришлось дожидаться четырехтомника Дубова, изданного "Огоньком". Прочел — и дико разочаровался. Очень куцее, лоскутное произведение. Не спасает даже то, что в основе реальные события. Нигде не ёкает, никому не сопереживаешь. Да что там говорить, там даже ни страшно ни разу, хотя вроде надо бояться, судя по фабуле. Сюжетные линии обрываются или комкаются, атмосферы 90-х ни грамма.


Вот что-то такое я и подозревала. Спасибо, сэкономили мне время.


а современный творческий человек пойдет?:
https://www.livelib.ru/work/1005462544-odin-imperator-vava?es=1701469


Простите великодушно, но я профессиональный лингвист, а там уже на уровне аннотации понятно, что русским языком автор владеет плохо. Не смогу читать, даже если содержание интересное ((


не думаю, что (и) от Достоевского (все) лингвисты (были) в восторге.. за ответ спасибо)


Тоже верно)


С нерабочим месяцем в качестве фона я очень хочу в бездуховный офис)


Я тоже очень хочу, очень! На этой удаленке по 12 часов в день работаешь. Вставать же и идти домой никому не нужно, чего бы еще в корпоративном чате срочные дела не пообсуждать.


Все так, но я и просто в офис хочу, многие вещи заиграли новыми красками, от банального кофе/чая до обязаловки в виде дней рождений сотрудников. Людей не хватает. И в транспорте не почитать, а я к этому формату ой как привык.


Представляю, сколько сейчас культурные антропологи наберут материалов для диссертаций: "значение ритуала в жизни офисных сотрудников", "адаптационные стратегии в условиях социального дистанцирования"...


А мне нравится - никуда ехать не нужно, нормально высыпаюсь... А, насчет 12 часов - отключаться. У нас практически все отключаются с окончанием рабочего дня. Из начальства бывает зависают, но тоже не надолго. Возможно, менталитет местный влияет.


Тут еще психологический момент. Времена грядут сложные, все старательно демонстрируют незаменимость, ответственность и командный дух.


Да-с, так знакомо...
Капиталисмус во всей красе.