Julia_Books

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 декабря 2011 г. 21:12

349

5

Чудесная сказка.

Каменный дом, в котором они жили, был очень древним, с толстыми стенами и маленькими окошками под сводчатым потолком. Он стоял на окраине, возле кладбища. В доме была низкая, глубокая, как пещера, арка, узкая дверца в воротах выходила в тупик. Под аркой, на изрытой, ухабистой земле, валялось всякое тряпьё, гусиные крылья, гнилые мешки.


Готично. Это дом, в котором жила Рейхеле, центральный персонаж повести, до того как попала в Горай. Рейхеле - девушка, одержимая дибуком, - фигура, а лучше сказать, - целый мир, кочующий из книги в книгу Зингера.
Простите меня, знатоки готичного. Такое моё представление готичного в литературном тексте. Важна не форма, не каноны, важна атмосфера. (При этом, однако, не будем забывать, что действие происходит в семнадцатом веке. То есть готику я поминаю просто как представитель века двадцать первого.)
И вот здесь, в книжечке Зингера, атмосферы с лихвой.
Да, в маленькой первой повести. Воистину талант, кому даётся, бежит по сосудам вместе с кровью, и никуда от него не деться.

Сказка замешана на фольклоре. И вместе с точёным, к слову о таланте, описанием быта, людей этот замес производит самые положительные впечатления.
Замешана весьма круто. То есть сатана здесь-таки присутствует. Собственной персоной и всякие его прихвостни.
И, собственно, фабула, если можно так выразиться, - это противостояние добра и зла, святости и скверны.
И, повторюсь, идея этой баталии так красиво обрамлена деталями, характерами, бытописательством, содержанием иудейской традиции, практически не меняющейся из века в век.... Для меня это просто Музыка. Я просто прижимаю книжечку к груди и повторяю с сердцем "Как красиво! Какое всё родное!"....

Вот что занимало умы иудеев в описываемые времена, в чём, собственно, соль:

Реб Иче-Матес сидит ссутулившись и говорит тихо, почти шёпотом. Одну за другой открывает он величайшие тайны. Он рассказывает, что искры святости заключены в оболочку и силы ада стучатся в неё, потому что иначе они не могут существовать. Но Саббатай-Цви ведёт с ними войну, и тогда настанет царство Божье. Больше не будет заповедей, материя станет духом, и из верхнего мира, из-под небесного трона, опустятяся новые души. Не надо будет есть и пить, не надо будеть плодиться и размножаться, жизнь будет проистекать из святого имени. Больше не будут изучать Талмуд, останется только тайная Тора. День будет долог как год, мир наполнится божественным светом. Ангелы будут петь хвалебную песнь, с праведниками и праведницами будет говорить сам Всевышний. И наслаждению не будет границ...



В ходе действия пара персонажей куда-то деваются, пропадают бесследно, их участие в сказке обрубается как будто бы топором.
Конец сказки как скомканная бумажка. Скорый, какой-то недоспевший. Просто "Маэстро, урежьте марш!"
Но эти особенности (не недостатки, нет) я легко списываю и абcолютно забываю за давностью лет и за гениальностью рассказчика.
Да, факт: Зингер гений. Сказка великолепна.

К живописности, вдобавку:

Хозяйство вела его тёща, старуха без малого ста лет, глухая, с жёлтым как воск, морщинистым лицом, усеянным пучками мерзких рыжеватых волос.


А?! И нечисть, даже сам сатана, наряду с обычными людьми, выдуманы глубоко, если можно так сказать, и очень живо.

Повесть "Сатана в Горае" впервые была опубликована в Варшаве в 1932 году. Я задумалась, возможно ли было опубликовать хоть что-то подобное у нас тогда...

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!