Больше рецензий

11 января 2012 г. 00:06

78

2.5

На Лайв Либе я зарегистрирован уже пять месяцев. Но рецензию пишу впервые: всё как-то не решался, наверное, больше из-за отсутствия умения и косноязычия. Но все же, желание проявить себя победило, в конце концов, нужно когда-то учиться излагать свои мысли.
Первое произведение Бёлля, прочитанное мной – великолепный роман «Глазами клоуна» очень понравился и за «Групповой портрет с дамой» я брался с надеждой. Интерес подогревал и тот факт, что данный роман собственно и принес автору Нобелевскую премию.
Итак, действие происходит в Германии в период с 1922 по 1970 год. Роман повествует о жизни и нелегкой судьбе некой Лени Пфейфер, безусловно, личности незаурядной и сложной. С одной стороны, она особа наивная, замкнутая и молчаливая, с другой – когда дело касается ее счастья, Лени готова бороться до конца, не взирая на смертельную опасность и осуждение общества. Повествование ведется довольно необычным образом: автор якобы собирает своеобразное досье на героиню, проводит своё расследование. Всё, что мы узнаем о Лени, мы узнаем со слов ее подруг, знакомых, соседей и прочих персонажей, каким-либо образом встречающихся на пути героини. Это же окружение, дающее достаточно противоречивые сведения, так же очень занимает автора, я бы даже сказал, чрезмерно занимает. Как матёрая ищейка, идущая по следу, он допрашивает «свидетелей», при чем, каждого по несколько раз. И на удивление, люди так запросто рассказывают незнакомцу достаточно интимные вещи из собственной жизни и из жизни Лени Пфейфер. С какой стати они открывают ему душу? И какова, собственно причина его столь глубокого интереса? Загадка… Автор не скупится на крохотные детальки, мельчайшие подробности и этим создает эффект достоверности, так же предупреждает читателя: какому из свидетелей можно доверять, на его усмотрение, в большей степени, и чьи показания он бы подверг сомнению. Для повествователя важно всё. Кропотливо и утомительно он повествует о способах изготовления и видах похоронных венков, о сестре Рахели, которой приходится рассматривать человеческие экскременты, дотошно пытается выяснить сколько секунд длилась гробовая тишина в ключевой сцене с чашкой кофе, или сколько раз героиня была близка с мужчинами и т.д. и т.п… Нужно сказать, приём Генриха Белля сработал. При чтении меня не оставляло ощущение, что роман - толстое личное дело человека, к которому приложено множество показаний свидетелей, с цитатами и ссылками.
Еще следует отметить, что все хитросплетения сюжета показаны на фоне исторических событий, происходящих в Германии в те годы. Бомбёжки, страх и отчаяние немецких граждан перед нацистской машиной, жестокое отношение к пленным… все это описано достаточно натуралистично и подробно.
Всё же, роман «Групповой портрет с дамой» не оправдал моих ожиданий. Скучно как-то. На вкус и цвет, как говорится...