Больше рецензий
14 января 2012 г. 15:32
131
5
РецензияИздательство «Время», 2011
Жанр: авантюрно-криминальный роман
Это книга, чей главный недостаток является её лучшим достоинством. Читаешь её с огромным интересом, думая, что будет дальше, и при этом прекрасно знаешь, что будет дальше. Чувствуешь себя одураченным и захваченным книгой в плен – однако коварный автор прекрасно знает своё тёмное дело.
Итак. Пятеро придурков (они сами себя так называют – «Если вы назовете нас придурками, мы сочтем это за комплимент») то ли от скуки, то ли по пьяни «придумали» продавать людям острые ощущения, от которых в организме вырабатывается адреналин. Они начали свой бизнес с простых пари по типу «хочешь, мы тебя смертельно напугаем за тысячу евро?», однако быстро раскрутились и на организации постановочных шоу заработали миллион евро.
Идея избавления клиента от жизненной рутины с помощью хитро подстроенных обстоятельств откровенно взята из американского фильма «Игра». Причём автор книги не скрывает, что знаком с этим фильмом. Эзотерически это звучит так: «Вкус жизни чувствуется только на грани смерти». Идея стара как мир, а Дэвид Финчер воплотил её в кино безупречно. Что же получилось у Натальи Милявской, приправившей эту идею современными российскими реалиями?
Поначалу, как только самонадеянные герои начинают шутить с криминалом и тыкать в людей оружием, читателю очень хочется трёх вещей:
1. Чтобы пришёл кто-нибудь из взрослых и выпорол их всех ремнём в назидание;
2. Чтобы какой-нибудь напуганный клиент отомстил этим дебилам так, чтобы навсегда отбить охоту к опасным шуточкам;
3. Чтобы реальная жизнь, наконец, показала, что всё это не игрушки, а вы, детки, – вовсе не персонажи увлечённого автора.
И читатель читает и ждёт чего-то подобного. С первых страниц книги ясно, что рано или поздно оно случится – и молодёжная пригламуренная комедия превратится в серьёзную криминальную драму. Дождётся ли читатель – вот в чём вопрос. И автор намеренно долго не отвечает на него – чтобы уровень адреналина у читателя поднялся до небывалых высот.
Так и случается. Нелепость, сказочность, бесшабашность происходящего затягивается. Когда же закончится игра и начнётся жизнь? Отсылка к Финчеру сильно напрягает. Однообразие тоже: большинство авантюр – это активация адреналина посредством угрозы человеку пистолетом. Но автор хитёр – иначе как бы он придумал весь этот обман? И ещё автор пишет в своё удовольствие, чувствует язык, дышит подробностями. И читать хочется.
И Нечто случается – переворот, апогей, взрыв. И после этого начинается вторая часть книги, которая на целый порядок увлекательнее первой. И до самых последних страниц ты веришь в обман. Людям вообще свойственно верить в хорошее. Но люди заигрываются.
Книга Натальи Милявской – именно об этом. На её обложке написано «Как убить скуку», «Пособие для начинающих маньяков». Однако любая мания – это та же скука, только завёрнутая в красивую упаковку. Если в жизни ничего не происходит – это не повод нанимать киллера.
И в сухом остатке мы имеем: развлекательное чтиво, которое вовсе не развлекательно, и криминальную шутку, которая совершенно нешуточно заканчивается.
Вот такой «Адреналин» по-русски – современно, актуально, круто и со смыслом.