Больше рецензий

Uchilka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 апреля 2020 г. 11:00

2K

4

Глядя на картины с разных точек зрения, можно открыть для себя много нового.

Милая маленькая книжица, больше похожая на карманный справочник или даже путеводитель: глянцевая бумага, много рисунков, мало текста мелким шрифтом. Но название и аннотация не врут. Это издание действительно для тех, кого привлекает изобразительное искусство, и кто не знает, как и какими словами анализировать работу художников, как говорить о картинах. Конечно, книга этому не научит, она лишь покажет направления, в которых нужно двигаться, чтобы в дальнейшем сформировать навык свободно рассуждать о данных материях. Если вы уже более-менее разбираетесь в искусстве, то вряд ли найдёте тут что-то новое.

Автор начинает с того, что бегло оговаривает четыре способа восприятия картин, четыре точки зрения, с которых их можно рассматривать:
- Для чего служат картины: какую функцию они выполняют;
- Культурный подтекст: что картины могут поведать о своей эпохе;
- Сходство: понять, насколько картины правдоподобны;
- Композиция: схематический рисунок, который составляют формы и цвета.

Для того, чтобы получать удовольствие от живописи, нам не обязательно обладать исчерпывающими знаниями об этих традициях, и всё же чем больше мы о них знаем, тем больше наше удовольствие от искусства.

И это правда. Чем больше мы знаем, тем больше ценим. Наше знание значимо. Поэтому далее идут главы, посвящённые различным жанрам. Сьюзен Вудфорт бегло рассказывает о пейзажах, портретах, натюрмортах, орнаментах, традиционной живописи, о религиозных сценах и мифологии. Она не даёт никаких справок, не объясняет характерные приёмы, она берёт несколько картин и кратко сравнивает их, обращая внимание на особые черты. Затем автор переходит к таким вещам, как композиция, изображение пространства, формальный анализ, скрытые смыслы и величие искусства, так же кратенько Самое интересное - формальный анализ, представляющий собой набор понятий, сформулированных Генрихом Вёльфлином, оперируя которыми можно выделить и проследить отличительные черты Ренессанса и Барокко. Вудфорт анализирует нескольких картин данных периодов с помощью этих понятий.

Главную же для читающего задачу:

Единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному видению - это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведения искусства.

книга, разумеется, не решает. Каждый будет искать эти слова самостоятельно. И для этого всё же потребуется кое-какой багаж знаний, который можно приобрести, читая более глубокие книги, посвящённые искусству в целом и живописи в частности. Ну и конечно, посещая выставки, любуясь картинами и пытаясь подобрать для них те самые, нужные слова.

Книжное государство, с командой "Стройотряд КЛУЭДО" вместе с Таней tatianadik , Наташей thali , Викой SantelliBungeys и Олей Penelopa2

Комментарии


Э, как автор замахнулась....
Разъять прекрасное на части?

Вон, у нее на обложке Хокусаи - как объяснить, почему смотришь и смотришь?
Или у нее получилось?

Почему перед одной картиной стоишь и не можешь оторваться, а на другую взглянул и пошел дальше ?


А она не про то, почему смотришь, она о том, как смотреть, чтобы понять и объяснить. То есть не только эмоциональный отклик, но и логика, которая в данном деле без знаний невозможна.
И ещё автор как раз говорит о том, что есть шедевры и есть просто картины.

Про Хокусаи Вудфорт тоже, кстати, рассказывает :)


Вот например точно, для того, чтобы понять множество картин на библейские сюжеты, надо их знать, как и историю, и вообще мировую культуру.
Но почему при всем том некоторые картины завораживают, вот что интересно!

Вот "Утро стрелецкой казни", мне не так важно знать, что там стоит английский посол или кто-то из придворной челяди, а вот лица, а вот крючконосый стрелец - аж не отпускают!


Об этом автор и говорит, плюс никто не отменяет наши личные пристрастия. Но для того, чтобы лучше понять картину, чтобы объяснить, что именно нас завораживает, нужно глубже смотреть на вещи. И для этого есть несколько подходов, которые она описывает в своей книге.
У каждого из нас имеются такие вот завораживающие произведения. И это чувство прекрасного тоже можно объяснить, если уметь анализировать.


Понятно, кажется...


У меня даже начало получаться, чуть-чуть :)