Больше рецензий

5 мая 2020 г. 14:57

661

3.5

Что это было?
Будут спойлеры.

Вообще-то книга на удивление неплохая. Я начиталась отрицательных рецензий, но на самом деле нормальный такой young adult. Язык неплох, сравнения все вот эти, подача подростковых проблем. Сама книга - не мое, все-таки это скорее для школьного возраста, но вот вспоминаю себя и своих одноклассников/одноклассниц в возрасте Ани - и в принципе верю, да. Аня подбешивала, подбешивали и все остальные, но я решила довериться автору и посмотреть, к чему это все приведет. И в один момент, ближе к концу, даже прямо-таки прониклась.

В целом неплохо поданы все вот эти рассуждения про эгоизм и одиночество. И читать как-то даже интересно: конечно, происходит мало всего, и события какие-то не то чтобы из ряда вон выходящие, но написано легко и происходит все быстро. Примирение с мачехой вообще отлично вышло. И Костя - он странный, конечно, вот так запросто верить завучу и отворачиваться от единственного друга, но в принципе жизненно с ним вышло. И выводы были бы неплохими. Если бы не...

...зачем было перечеркивать все, что мы узнали о мачехе? Лера на протяжении истории и Лера в концовке - это просто два разных человека. Да, такое бывает в жизни. Но у художественного произведения-то должен быть смысл. Должна быть цель. Тут есть раскрытие персонажей. Персонаж раскрывался на протяжении всей истории, чтобы что? Чтобы перечеркнуть ее развитие и переосмысление отношения Ани к мачехе? Если до этого вырисовывалась такая классная идея о том, что нельзя эмоциям настолько брать верх над рассудком, что надо присматриваться к людям и нельзя во всем верить интуиции, то концовка - это вот что? А мотив-то у мачехи какой? Чтоб было и чтоб повнезапнее? То есть, до этого она прямо-таки искренне девочку любит, страдает по мужу, а тут раз - и вот такая фигня.

И дальше. В каком смысле - Аня не поняла, что Ира поменяла ее сумку? Как это можно было не заметить? А с какого телефона Аня тогда звонила и смс-ки писала? Почему по дневникам и тетрадям не определили, что сумка не Иры? В смысле отец был мертвым, Аня же с ним общается как с живым, целует на прощание, он даже дверь запирает? Почему завуч ведет себя в самом начале как гопница? Кто вообще отсканировал и выложил блокнот и что в нем такого сверхужасного-то, там же просто невинные какие-то фантазии? Почему Костя целую неделю не замечал, что мать на ночь уходит из дома? Много вот таких мелких штрихов, пробелов в логике, каких-то ни к чему не ведущих побочных линий про второстепенных персонажей, из-за чего картинка рушится. И оно в целом было бы довольно неплохо, даже с учетом всех этих огрехов, потому что достаточно оригинально выглядит, ну или я просто мало читала подобных книг. Да, было бы неплохо. Если бы автор не захотела в конце выделиться "овер дофига внезапным сюжетным поворотом" с мачехой-убийцей.

Ну и еще не понравилось, что о характере Ани нам все рассказывают постфактум, вот она такая взрывная, вот она такая энергичная. Из текста этого вообще не видно. Вспоминали про какие-то ее проделки, да я в школе куда больше вытворяла, и то меня считали тихоней. И прямо-таки роковая женщина, за ручку ходила с одноклассниками, из-за этого надо ее заклеймить и дружбу разорвать.

Вот как-то так.