Больше рецензий

sibkron

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 февраля 2012 г. 15:56

137

5

Этот роман - то, что я в принципе ожидаю от литературы, читая современную прозу. Автор назвал синоптическим детективом, но скорее правильней - сюрреалистический, или как в свое время - французские авангардисты - суперреалистичным. Сон смешивается с реальностью в этом романе. Неожиданное начало и что удивительнее всего неожиданный открытый конец. Последний раз я испытывал похожее ощущение от просмотра фильма "Начало". Начиная конструировать свою реальность автор переходит на метафоры - соска, падающие слоны, хакер варит суп из микросхем в азоте, ядовитый бомж. На протяжении всего чтения Журавлев удивлял, запутывал. В итоге он ловко закрутил, и ты начинаешь сознавать, что уже нереален, а всего лишь персонаж какой-то нескончаемой абсурдной сказки. Стиль постмодернистский, но какой-то свежий. А прием с персонажем, осознающим свою нереальность, хоть и не новый, но выглядит великолепно. Помнится в фильме по Дороте Масловской, а также в другой ленте "Персонаж" была использована аналогичная техника. Как писал уже ранее - данный роман меня приятно удивил, после "а-ля соцреализма" Чижова, иронично-лубочной прозы Бенигсена, острой-социальной документалистики Владимира "Адольфыча" Нестеренко и т.д. ( я не называю Владимира Шарова и Александра Иванченко, они стоят особняком и создают свой неповторимый постмодернистский мир) приятно было почитать настоящее художественное произведение. Чувствуется какая-то свежесть и новизна прозы. Прочитав роман, я понял, почему он не выиграл премию, хотя был в лонг-листе "Большой книги". Это же чистейшей воды неформат - постмодернизм после постмодернизма. Для любителей "магического реализма" тоже рекомендую. Не Маркес, конечно, но в целом талантливо пишет, связывая волшебную гиперреальность с действительностью.

Олег Журавлев. Соска