Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

11 мая 2020 г. 00:25

2K

4 «Жизнь не в розовом цвете».

С Гарриет Бичер-Стоу любили спорить. Человек, который замахивается на устои, святые «скрепы», обречен сначала на непонимание, а после – на яростное осуждение или безоглядную поддержку. Подумать только, какой скандал: маленькая женщина во времена одобряемого повсеместно рабства посмела заявить, что держать рабов, оказывается, плохо!..

В ответ, конечно, южане написали несколько десятков книг, что рабство, наоборот, оправдывали. Все они благополучно забылись. Но любопытный факт: с защитой института рабства на юге выступали тоже женщины, именно женским перышкам Америка была обязана бурному потоку агиток. Даже «Унесенные ветром» (более поздний ответ творчеству Бичер-Стоу) были написаны женщиной. Джентльменов, как кажется, эти споры либо не интересовали вовсе, либо они предпочитали не высказываться, дабы избежать – заслуженного или нет – осуждения.
картинка ShiDa
При всем уважении к Митчелл с ее «Унесенными…» она тоже решила вступить в полемику с «Хижиной…» и, помнится, отрицательно высказалась о данном романе, обозвав его «ложью». При всем уважении, конечно же, но я скорее поверю в этом вопросе «Хижине…» с ее откровенностью и сочувствием ко всем без исключения, а не «Унесенным…», в которых рабство косвенно, но оправдывается. У Митчелл все плантаторы – заботливые хозяева, которые ни за что не дадут своих рабов в обиду; хорошие рабы безумно обожают своих хозяев и не желают покидать их, а те, что обрадовались свободе и отказались работать на прежних хозяев после войны – люди гнилые, ленные и вообще лишены благодарности. Митчелл, конечно же, имела право на свою точку зрения, но, полагаю, и мы можем с ней поспорить. Она же спорила с версией Бичер-Стоу – и ничего!..

«Хижина дяди Тома» – вещь сильная и во многом страшная. И она, что примечательно, пытается быть объективной. Нельзя сказать, что она клеймит рабовладельцев. Напротив, автор показывает, что хозяева были разные: были человеколюбивые, были и те, что загоняли своих рабов до смерти, поскольку намного дешевле купить нового, чем лечить и выхаживать ослабевшего. Автор стремится показать, что порочны сами законы, которые позволяют продавать людей, как скот.

Главный герой Том поначалу жил почти в идеальных условиях (насколько это возможно, если речь идет о рабстве). Он рос в богатом доме, ухаживал за своим хозяином, потом стал главным управляющим. Жена, отличная кухарка, маленькие дети. Он пользовался безграничным доверием в доме. Но случилось как-то несчастье: его любимый хозяин влез в долги и вынужден был продать своего лучшего раба, чтобы расплатиться.

Уже тут поневоле задаешься вопросом: какая же больная психика была у людей того времени? Вы только вообразите: вы с детства дружили с хорошим, заботливым человеком, вы поддерживали друг друга все эти годы; вы сами были лучшим работником, вам все доверяли, все вам рассказывали – и тут ваш замечательный друг и хозяин продает вас за долги, отбирает вас у семьи, жены и детей, и бросает вас в чужие руки! Как можно, признав уже человека равным себе, потом выставлять его на продажу? Право, не описывай автор хорошие отношения хозяина и раба, их взаимное доверие, даже любовь, я бы так не изумлялась.
картинка ShiDa
Но автор на этом не останавливается. Тот же заботливый хозяин вполне может разлучить мать и ребенка. В «Хижине…» вообще много сказано о том, как рабство разлучает близких. По мнению белых джентльменов, нет страшного в отлучении вас от вашего мужа и вашего малыша. Они искренне уверены, что рабы их чувствуют иначе. Чего это мать убивается? Разве же у нее «белые» чувства? Не нужно притворяться! Ты все равно не поймешь, ты только играешь на публику свое горе, чтобы разжалобить своего хозяина! Поражает на этом фоне, с каким цинизмом эти белые выращивали купленных детей, дабы сделать их после идеальными невольниками. Я, опять же, не понимаю, как можно растить ребенка и не привязаться к нему. Как? Как, воспитывая девочку чуть ли не с пеленок, можно после отдать ее какой-то сволочи? Как можно загнобить на тяжелейшей работе юношу, за взрослением которого вы лично наблюдали долгие годы?

Больше всего, признаюсь, меня поразила история Касси. И тут немножко спойлеров. Прочитав сей рассказ, вы рискуете возненавидеть весь мужской род (осторожно!).

спойлер
Рано постаревшая рабыня Касси рассказывает Тому, как она жила у прежних хозяев. Первым ее хозяином – готовьтесь ужаснуться – был ее собственный отец. Так вот получилось, что Касси была дочерью рабыни и белого джентльмена. Сей странный человек якобы любил свою дочь, но так и не дал ей вольную (а по закону дочь рабыни тоже является рабыней, от кого бы она ни рожала).
«А в четырнадцать лет я приехала домой на похороны отца… Отец давно собирался дать мне вольную, но не успел, поэтому так вышло».

Вот такая глубокая любовь, читатель!.. Потом же Касси покупает влюбленный в нее юноша. Хм… Я вот не знаю, какая может быть любовь, если кто-то из влюбленных во всем зависит от другого. Но Касси счастлива. Она была почти женой своего повелителя. Он осыпал ее деньгами, всем ее показывал, а она родила ему двоих детей. Она его очень любила.

Но потом любимый тоже влез в долги (что же за мужчины в этой Америке такие!) и – держитесь за что-то! – продал свою женщину и их общих детей. Притом, что очень любил Касси и детей. Кому продал? Своему братцу, который сделал Касси сексуальной рабыней. Детей потом перепродали, а Касси стала переходить с рук на руки, и все ее использовали для удовлетворения своей похоти.

«Генри продал нас. Однажды он сказал мне, что ему надо уехать по делам недели на две, на три… Он поцеловал меня, долго обнимал детей и ушел… На другой день пришел тот – негодяй. Пришел заявить права на свою собственность. Он показал мне купчую крепость на меня и на детей».
свернуть

Право, это было самое страшное, что я читала за последнее время. Как я ни пыталась, я не могла хоть сколько-то понять жестокость вышеупомянутых героев. Как можно так поступать с теми, кого ты любишь?..

Касси не могла не озлобиться после такого. И она же первая говорит Тому, что есть лишь два пути – решиться на насилие или же склонить голову, полностью покориться своим мучителям. Том же – это местный христианский святой, который готов страдать за свои убеждения, но ни за что не причинит боли ни другим рабам, ни даже своему повелителю. Бей его, унижай, угрожай – Том не свернет с пути христианского мученика.
картинка ShiDa
К счастью, книга оставляет без ответа главный вопрос: «А чей выбор лучше – христианского подвижника («терпилы») или мстителя, способного на самый жестокий ответ?» Отвечать можно бесконечно. Но правильного ответа, наверное, нет. Смирение не останавливает насилие. Месть насилие только умножает. Что ни сделаешь, все равно получится плохо.

Как бы там ни было, Гарриет Бичер-Стоу заслужила свою посмертную славу. Она была смелым человеком. И великим. Надеюсь, результат ее трудов хоть немного ее удовлетворил.

Прочитано в рамках игры Мужчина и женщина (11 тур).

Комментарии


Завидую, что осилили.
Я, помнится, в детстве начал и бросил...


Я бы в детстве тоже бросила, уверяю Вас. Вот уж не знаю, кто поставил эту книгу в раздел "детская литература". ))


Ничего-ничего, книга прекрасно освоена в детстве. Детали теперь, правда, стерлись, но впечатление осталось на всю жизнь.
А теперь, благодаря Вашей прекрасной рецензии, утраченное вновь обрело цвет. Спасибо за отличный текст!


Вам спасибо. )))


Даже «Унесенные ветром» (более поздний ответ творчеству Бичер-Стоу) были написаны женщиной. Джентльменов, как кажется, эти споры либо не интересовали вовсе, либо они предпочитали не высказываться, дабы избежать – заслуженного или нет – осуждения.

О да...в этом смысле мужчин тогда это вообще не интересовало.
А женщин... они, угнетённые, могли разглядеть угнетённых.
У Фолкнера, кстати, эта тема любопытна переосмыслена в 20 веке.
Но он модернист. Есть у него в одной книге дивный образ полунегра-полубелого, которого равно отвергают и те и другие.
И лишь одна женщина приняла... взрослая, мудрая... прямо в постель.

Она же спорила с версией Бичер-Стоу – и ничего!..

Забавно написала)
Ах. Даян... а спустя время, мы сами оглянемся и ужаснёмся на очевидное рабство в цирке и т.д., в зоопарках.
И что? Есть хорошие зоопарки, там кормят, холят... но лишают свободы. Малость то какая....
А ведь это всё к тому же, откуда потом берутся концлагеря и т.д., почему мы так привыкли чтобы нас обслуживали и мир вращался вокруг нас.

Но случилось как-то несчастье: его любимый хозяин влез в долги и вынужден был продать своего лучшего раба, чтобы расплатиться.

Ты права. Психика больная..
Хочешь удивиться, Даян? Уже в наше время, в Питере, насколько я знаю, в приличном обществе, приличные люди, играли в карты и... проиграли в карты 2 футболистов.
Т.е., их "отдали" в другой клуб. Не рабство разумеется, но есть в этом нечто мерзкое. А что чувствовали футболисты? Старались ли они на нового "хозяина"?

и тут ваш замечательный друг и хозяин продает вас за долги, отбирает вас у семьи, жены и детей, и бросает вас в чужие руки!

Вспомнил некоторые реальные случаи.. ужасные, когда муж продавал свою жену, на ночь, за большие деньги.
Тоже отголоски рабства... да.

Они искренне уверены, что рабы их чувствуют иначе. Чего это мать убивается? Разве же у нее «белые» чувства?

Ох, Даян! И ведь и сейчас это есть!! Но иначе. Ты в самую точку попала. Главное приучить человека, что "другой" чувствует не так как ты, и всё - его и убить можно и всё с ним сделать, словно с вещью: бытие пятится и превращается в быт. Быт или не быт?

Как, воспитывая девочку чуть ли не с пеленок, можно после отдать ее какой-то сволочи? Как можно загнобить на тяжелейшей работе юношу, за взрослением которого вы лично наблюдали долгие годы?

Больно, Даян. Я вот тоже не знаю.
У меня знакомая завела гуся, на мяско, кормила, поила его... потом назвала его Гансом. И всё. Она уже не могла его убить на супчик. Она бы голову оторвала тому, кто бы Гансу причинил боль.
А тут ребёнок...

Прочитав сей рассказ, вы рискуете возненавидеть весь мужской род (осторожно!).

Ну, или людей)
Да много можно такого поднять и из мира мужчин и женщин, что и не снилось мудрецам.
Ужасно всё это, Даян. Но ненависти не нужно. Хватит её.
Но гнев есть, да... и усталость, что это было и есть.

Смирение не останавливает насилие. Месть насилие только умножает. Что ни сделаешь, все равно получится плохо.

Только подумал об этом а ты уже написала)

Спасибо за такую эмоциональную и чудную рецензию, Даян!


А женщин... они, угнетённые, могли разглядеть угнетённых.

Хорошая мысль, адекватное объяснение. Женщины в то время тоже были не намного лучше рабов и домашнего скота. Быть в то время женщиной - несчастье по нынешним меркам. Действительно, отчего бы это их так интересовала тема рабства? ))

Вспомнил некоторые реальные случаи.. ужасные, когда муж продавал свою жену, на ночь, за большие деньги.

Да, знаю разные случаи. И что детей их родители продают, и жен, и это в благополучных странах. Просто любопытно - что должно быть у человека в голове? (((

Есть хорошие зоопарки, там кормят, холят... но лишают свободы.

Я только за те... зоопарки (?), в которых помогают в сохранении вымирающих животных. Но это не контактные зоопарки и созданы уж точно не для развлечения. Это именно места, в которых условная панда может получить потомство, а этих панд в мире от силы штук сто. Вот это, ради сохранения вида, я понимаю. Но цирки, зоопарки для развлечения - это действительно зло. В цирках вообще дичь творится. Помню, смотрела не так давно репортаж о цирках с животными, как там над ними издеваются. Я, если захочу, лучше посмотрю на животных в документалке, за тем, как они живут в дикой природе.

У меня знакомая завела гуся, на мяско, кормила, поила его... потом назвала его Гансом. И всё. Она уже не могла его убить на супчик. Она бы голову оторвала тому, кто бы Гансу причинил боль.

Она просто человечная, твоя знакомая, не привыкла к насилию, должно быть, и любить умеет. Я вот тоже не знаю, как можно убить даже курицу. Разве что в крайний голод на такое бы решилась. А некоторым убить какого-то гуся/корову/собаку/человека - раз плюнуть. Почему мы все такие разные?..
Тебе спасибо большое, Саш, за внимание! )))


Это именно места, в которых условная панда может получить потомство, а этих панд в мире от силы штук сто. Вот это, ради сохранения вида, я понимаю. Но цирки, зоопарки для развлечения - это действительно зло.

Приятно встретить единомышленника и в этом вроде бы сложном вопросе..)
Спасибо тебе, Даяна!
Да, грустно, что детей с детства приучают смотреть и тискать замученных и подневольных существ, фоткаться с ними как с неграми из африки привезёнными.
Дети ведь это впитывают, впитывают эти мучительные и пустые, затравленные взгляды и совершенно прирученные судьбы, которые должны летать, а потом мы удивляемся: почему муж так ведёт себя с женой? Почему, почему... много их, почему.
И за документалку спасибо)
А я лося даже видел в дикой природе))
Про ворону мою из истории ты знаешь. Идеально завёл зверька))
Лови чудный стих Набокова: В зверинце

Тут не звери, а боги живут!
Ослепленный любуется люд
павлинами, львами...
А меня почему-то привлек
ты, пушистый, ушастый зверек
с большими глазами.
Отыскал тебя в дальних краях
путешественник в синих очках,
в кокосовой шапке
и, с добычей вернувшись назад,
написал по-латыни доклад
о складке на лапке...
Ходит, ходит, не видя людей,
желтый лев за решеткой своей,
как маятник медный;
рядом - белый сияет павлин...
Кто заметит тебя? Ты один,
тушканчик мой бедный!
И с тоскою великой любви
я в глаза углубляюсь твои,
большие, больные:
в них вся жалоба жизни моей,
в них предсмертная кротость детей,
страданья родные...


Я вот тоже не знаю, как можно убить даже курицу. Разве что в крайний голод на такое бы решилась.

Ох, Даян.. знала бы ты какие мне с моим вегетарианством ужасы снятся и мнятся по этому поводу...
Вот я один после крушения самолёта с собакой на необитаемом острове, где нет зверей.
Тут всё понятно: ради сохранения жизни я не смогу съесть друга.
А если это... дикая собака? А если не собака?
Какой-то животный расизм.
А ещё мне до бреда представлялось, что я... не ради себя а ради собаки убиваю другого животного, чтобы её, раненую, накормить.
Ох...


А ещё мне до бреда представлялось, что я... не ради себя а ради собаки убиваю другого животного, чтобы её, раненую, накормить.

Не знаю, смогла бы я убить ради себя (кто знает?), но, если бы при смерти был мой ребенок, скажем, наверное, убила бы, чтобы его накормить. Материнский инстинкт-с. (((