Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

11 мая 2020 г. 15:08

982

5

3 книга цикла о Людях Льда

Временной период: 1590е гг.
Герои: второе поколение: Суль, Даг (род. 1581; второй ребёнок, спасённый Силье во время чумы; сын Шарлотты), Лив (род. 1583; первый свой ребёнок Силье)

Эта книга продолжает относительно спокойный период в жизни героев, который начался ещё в предыдущей. Мне поначалу казалось, что им придётся постоянно переезжать, но нет. Тенгель и Силье прочно укоренились во владениях (и под покровительством) баронессы Шарлотты, заработали свою собственную репутацию среди местных, а поскольку даже инквизиция не смогла придраться, то их вдвойне зауважали и приняли как родных. Тем более, сколько времени-то прошло.

Действительно, время проходит, и это начинает пугать. С событий начала первой книги минуло 16 или 17 лет, и мне удалось осознать это как-то не сразу. Умеет же Сандему пропускать многолетние периоды, когда якобы ничего не происходит. На самом деле происходит – герои стареют, Силье уже больше 35ти, она стремительно превращается в солидную матрону (насколько понятие солидности к ней вообще применимо – не очень сильно), а первое поколение отодвигается на задний план, уступая место поколению детей.
 В третьем томе в центре сюжета будет Суль, племянница Тенгеля, которую Силье сняла с трупа матери во время чумы и воспитала как могла. Хотя воспитывать там было бесполезно, Суль с самого детства была ведьмой – ведьмой и осталась, а общение со старой Ханной в горной деревне лишь подлило кипятку в гремучее зелье, бурлящее у неё вместо мозгов. Суль хочет колдовать, подчинять, восхищать, выходить за рамки, и ничто не может удержать её в прежнем мире, который стал ей мал. Так что она едет на континент, в Данию, искать единомышленников.
 Надо сказать, эти эпизоды потрясающи в своём помрачении. Мы все иногда, как Суль – ищем что-то настоящее, а находим жалких позёров и скоморохов, это всё равно что костюмированная вечеринка для тех, кому слишком спокойно жить. А Суль пришла и раскидала там всех с ноги. Но проблема в том, что, несмотря на поганый характер, она честна и откровенна – она действительно хочет найти подобных себе, людей, с которыми она на одной волне, с которыми можно не притворяться. Вот только времена чудес и магии давно прошли, и вместо легендарных шабашей на долю Суль остаются обломки некогда великой субкультуры. Ещё не факт, что настоящей.

И вот с этого момента реальность расщепляется надвое. Мы не можем сказать, чем являются путешествия Суль в преисподнюю – действительно магическим ритуалом или наркотической галлюцинацией. Сандему делает разные критические намёки, но ведь именно в той же сцене мы узнаём, что у Людей Льда есть магия. Допустим, Ханна была просто хорошей травницей, допустим, Тенгель был искусным врачевателем, допустим, Суль была гипнотиком – но телепатию так уже не объяснишь. И эта неопределённость очень сильно влияет на тебя во время чтения: понимаешь, по какому тонкому лезвию ходит Суль, и по обе стороны падения ждёт безумие. И продолжать долго танцевать этот ведьмовской танец она тоже не может, неопределённость и её сводит с ума, а полнейшая зависимость от ритуала и преисподней окончательно выламывают её из человеческой жизни.
 Носителям проклятой крови очень сложно найти место в обычном мире. Тенгеля психологически сломали ещё в детстве, поэтому он хотел только любви и принятия, которые и нашёл в отношениях с Силье. Суль в любви купалась всегда – дефективной внешности ей не досталось – но сама любить не могла. Не людей, по крайней мере. Не жалких скучных унылых червей-маглов. Ей нужны были тёмные страсти, рвущие душу в клочья, искра-буря-безумие, ей нужен был ад, ломающий кости и разум. Ей нужен был тот единственный мужчина, который бы смог покорить без всяких усилий, усмирить её волю одной рукой, и она его нашла. А дальше финал предсказуем. Такая страсть не сможет затеплить семейный очаг в счастливом доме – она спалит дом дотла вместе со всеми обитателями.

Вторая сюжетная ветка посвящена Лив, которая внезапно вышла замуж. И по количеству ужаса и боли эта линия не уступает линии Суль. Но Суль-то любое дерьмо вброд перейдёт, а вот Лив – нет. Потому что Лив, милая девочка-зефирка, выросшая в атмосфере любви и заботы и насмотревшаяся на идеальные отношения своих родителей, верила, что так будет везде и всегда. И её макнуло в реальный мир. Новоиспечённый муж из томно вздыхающего мальчика-зайчика резко превратился в абьюзера-домостроевца, плюс свекровь-грымза и полнейшее отчаяние.
 Ситуацию спасла Суль. И как она её спасла, это словами не передать, камня на камня не оставила. Мне было бы грустно из-за того, что Силье, которую я считала главной героиней, становится всё меньше, но нет. Грустно не было – настолько Суль оказалась крутой. Всё, что она делает, способно за миг разрушить устои до основания, погасить солнце и зажечь своё. И Лив счастлива. И все будут счастливы.
 Кроме Суль. В этом мире такие, как она, счастливы быть не могут.
 Такие, как мы.