Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

13 мая 2020 г. 16:58

628

5

4 книга цикла о Людях Льда

Временной период: 1620е гг.
Герои: третье поколение: Суннива (род. 1601; дочь Суль), Таральд (род. 1601; первый ребёнок Дага и Лив), Сесилия (род. 1602; второй ребёнок Дага и Лив)

Я очень боялся этого момента, как боюсь его в каждой семейной саге, но он всё-таки наступил. Время прошло. Его прошло достаточно много, первое поколение состарилось слишком сильно, чтобы принимать и дальше активное участие в сюжете. Даже второе поколение уже превратилось в солидных взрослых людей. Зато третье вступает в пору юности, а значит, все свершения, как водится, предстоят им. И на этом месте жанр меня всегда переламывает. Ну не могу я переключаться, не могу принять эту смену ролей. Для меня главным героем останется тот, кто стал им в самом начале. И если с увеличившимся экранным временем детей смириться я ещё могу, то внуков мои мозги воспринимать отказываются. Я даже имена их с трудом запоминаю.

В нашем семействе прибыло свежей крови: внуки Шарлотты и Силье приняли в свою компанию девочку из соседней деревни, дочку бедных крестьян. Ситуация в этом крестьянском доме очень показательна, особенно в плане чудовищного психологического парадокса. Родители наплодили больше десятка детей, все живут одной кучей в нищете, сыновья женятся, приводят в дом невест, тоже заводят детей, при этом родители продолжают заниматься сексом, патриарх орёт, что ему надо, а его бедная и уже отнюдь не молодая жена всё беременеет (потрясающая плодовитость, конечно) и ловит за это люли. То есть секс предоставлять должна по первому требованию, но если забеременела – то это исключительно твоя вина, как ты вообще посмела, дома и так жрать нечего. Будто это её ответственность и будто такие вещи можно контролировать сознательно.
  Сама эта девочка, Ирья, была не очень здорова, не очень красива, полноценно работать бы не смогла, так что родители обрадовались возможности отдать её в богатый соседский дом, откуда она приносила деньги. И сама Силье, и её внуки относились к Ирье хорошо, но словно бы не понимали один маленький нюанс – она не благодарная собачка, а живой человек и способна на такие же чувства. И угораздило же её влюбиться в самого неподходящего для этого человека.

Сюжет опять делает огромный скачок: то детям 5 лет, а то уже 18, и они почти взрослые, на самом пике романтических настроений. А значит, нас ждёт очередная порция юношеских влюблённостей и увлечений. Но Сандему не была бы собой, если б шла по проторенной дороге, на этот раз тёмные страсти сменяются темой безнадёжности и невзаимности. На первый взгляд, у всех всё прекрасно: Таральд и Суннива круглосуточно чуть ли не облизывают друг друга, Сесилия повстречала доброго и красивого рыцаря, даже молодой священник их прихода сходит с ума от радости, что смог жениться на девушке своей мечты – первой красавице округи. Но внезапно идиллия ломается, всё оказывается не так, чувства не взаимны, чувства ложны, слова лживы, герои понимают, что вся их любовь, всё их счастье были только иллюзией. И снова – новые чувства, новые искушения, любовные треугольники, прозрения истины, несбыточные мечты и томление.
  Мне кажется, именно ложь проходит тут лейт-мотивом. Злые ведьмы были хотя бы честны, а добрые люди носят маски, укрываются навязанными образами. Тонут в нежелании и неспособности разглядеть, чем и кем является другой человек. Вот девочка, которую все считали милой и хрупкой, оказывается глупой и капризной притворщицей. Вот влюблённый и заботливый мальчик, как выяснилось, любил не девочку, а то, как ему шло его собственной влюблённое выражение лица. Ирья, которую считали бессловесным фоновым товарищем, оказалась способной на главную роль. Жена пастора походила на неземное создание, а оказалась древним злом (ну ладно, не в буквальном смысле). И так с каждым персонажем – первое впечатление обманчиво, и нам придётся разглядеть, что за ней скрыто, а правда приоткрывает подчас такие бездны, что в них лучше б не смотреть. Хотя иногда может и приоткрыть перспективы лучшей жизни. Просто надо раскрыть глаза и хоть раз поговорить друг с другом ртом.

А ещё у них тут случилась очередная эпидемия, и наша династия целителей ходила в масках по домам и учила всех правильно мыться, обрабатывать жильё и соблюдать дистанцию. Какое-то дежа вю, брр.
  Пара спойлеров под катом о грустном.

спойлер
Мне и так было не очень весело, что первое поколение отходит куда-то из фокуса повествования, но они всё равно присутствовали, пусть и не очень много. А сейчас, когда всё, абсолютно всё первое поколение умерло, грустно мне стало уже по полной. Судя по всему, дальше речь пойдёт уже исключительно о внуках (которые тоже повзрослели) и правнуках. Мне нужно серьёзно всё взвесить, прежде чем читать дальше. Не уверен, что потяну.
свернуть

Тема проклятой крови поднималась всё реже, но с рождением очередного ребёнка её прорвало по новой. Похоже, "зло в генах" – это не метафора, там явно что-то не то. И вот же какая странность, не могу отделаться от мыслей, кого же мне напоминают Люди Льда. Постоянно акцентируется внимание на чёрных волосах, странных глазах, вообще каких-то не таких чертах лица. К тому же проскакивало, что они ещё в древности пришли в Норвегию из других мест. Вот я и думаю, а не азиаты ли они часом? Вряд ли в средневековой Скандинавии могли идентифицировать какой-нибудь японский фенотип, а через поколения такие штуки передаются ещё как.

Комментарии


Так и есть - азиаты. Их пращур Тенгель Злой был сыном японского колдуна и монгольской шаманки, а привел свой народ с Крайнего Севера. Там, как выяснилось, тоже жила ветвь Людей Льда, которая позднее пересечется со скандинавской (той, что в центре событий).
А действие саги занимает много-много поколений, вплоть до наших дней (второй половины 20 века). Впрочем, умершие герои не то чтобы окончательно исчезают из повествования, отнюдь!


За-ши-бись, не обмануло чутьё, значит Х_х Монгольская шамааанка, с ума сойти, ещё и этого понамешали)))