Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 февраля 2012 г. 01:49

857

5

Люблю эксперименты, ничего не могу с собой поделать (и это при моих-то вполне устоявшихся вкусах).

Чего можно было ожидать от книги с таким названием, такой аннотацией (почитайте, это феерия), да еще и с голой бабой на обложке?.. Ну правильно, томных красавиц, мужественных красавцев, трепетных чувств. И я погрешу против истины, если скажу, что их здесь нет, но насколько все-таки книга отличается от того, что издают сегодня в сериях "Шарм" и "Обаяние".

Сюжет, конечно, типично женский. Рубеж XIX-XX веков. Татьяна Александровна - молодая художница, вдова, живущая с гражданским мужем (!), отправляется на Кавказ, подлечить нервы и познакомиться с будущими родственниками, однако по дороге встречает красавца, в которого влюбляется. И вот она, первая дилемма: тихая и комфортная любовь или сводящая с ума страсть? Проблема только в том, что ее решение влечет за собой лавину новых. И вот, по итогу, я бы не назвала эту историю легоньким романчиком. Слишком серьезные проблемы поднимаются. Удивительно современные, кстати, для книги, написанной в 1910 году. И ни грамма, ни грамма пошлости. Мне кажется, Нагродская даже иронизирует над жанром, намеренно называя своего героя Эдгаром Старком - "тьфу, имя-то какое глупое, прямо из бульварного романа".

Что приятно удивило с первых же страниц и составляло, пожалуй, главное удовольствие от чтения - это язык Нагродской. Легкий, немного игривый, насквозь ироничный (см. цитаты). Чуть ли не впервые меня не раздражала истеричная барышня, главная героиня. Ну, положим, не сильно она и истерична, но падений в обморок и мигреней хватало, равно как и восклицательных знаков, которые я не сильно жалую. Немного эгоистка, сильно впечатлительна, капризна, но определенно умна и не обделена чувством юмора. Прекрасную характеристику дает ей одна из героинь: "Я признаю ее знания, образование, талант, но она сама все это не ставит в грош, это все ей нужно только как рамка. Ей дороже ее красивые ноги, чем ее талант, и модная шляпа, чем ее знание высшей математики". В самой себе Татьяна постоянно выискивает мужские черты характера, но стиль повествования все равно остается очень женским, эмоциональным, с вечными метаниями, перескакиванием от одной темы к другой, с подмечиванием мелких деталей, меткими характеристиками ("Васенька один из тех русских художников, которые как-то застревают в Риме. В молодости надежды и любовь к какой-то натурщице, а потом — безалаберность и привычка").

Ну и отличным фоном оказалась артистическая атмосфера. Рассуждения об искусстве, сам процесс написания картин, поиск "натуры", увлечение идеей, когда ни до чего другого нет дела. И даже сами картины, которые писала героиня.. я бы не отказалась увидеть существовавшие лишь в воображении автора "Гнев Диониса" или "И вы будете такими, как я!".

Жаль, чертовски жаль, что из всего написанного наши сподобились издать всего один роман.

Ветка комментариев


Кстати, да. Некоторые рецензии прям просятся в аннотации


К этой серии издатели, не сильно заморачиваясь, написали одну аннотацию. Кстати, раскрыла наугад еще одну книгу - так вот там как раз очень даже подходит. Сюжет как в "Бесприданнице", только не женихов ищут. Полистала и плюнула. С Нагродской и рядом не стояло.

Аннотации - это вечная проблема. То спойлер вынесут, то вообще какую жуть напишут.


В последнее время мой список хотелок пополняется в основном после рецензий на ЛЛ и еще одного форума


У меня аналогично. И если даже нахожу книгу за пределами ЛЛ, все равно прихожу сюда, чтобы узнать мнения о ней.


Точно :)