Больше рецензий

8 февраля 2012 г. 00:57

1K

4

  Как-то не оправдывают в последнее время книги возлагаемых на них надежд. Эта исключением не стала: думал, будет хуже =)

  Надо отдать автору должное: все, что было в его силах, он сделал. Всеми доступными методами пытался он выжать из меня скупую слезу, да не получилось, толстокожий я видать. Страданий, слёз, расставаний-потерь, безуспешных поисков и слов "прости" в книге просто зашкаливающее количество. Честно говоря, я боялся, что это -- очередное пережевывание событий 11 сентября, что, после, мягко говоря, нудных фильмов "Фаренгейт 9/11" и "Дух времени" стало бы для меня жестоким испытанием. Но все не так печально, если этот оборот применим для данной книги.

  Итак, есть мальчик. Франкофил, веган, энциклопедист, таскает с собой тамбурин и пленочный фотик, любит все розовое, пушистое и свою кисоньку, при случае не прочь поцеловаться с запредельно красивой тетей. В общем, обычный американский пацан лет девяти-десяти. Он ищет. Входит в разные дома, встречает разных людей, ведёт глубокомысленные разговоры, озадачивая и очаровывая собеседников своей недетской серьёзностью и детской непосредственностью. Задает свой вопрос, не получает ответа, идёт дальше. Прям "Маленький принц". Но герою Экзюпери повезло -- он сталкивается хоть и с аллегорическими, но типичными персонажами, вынося из общения с ними, простите за пафос, частички житейской мудрости. Оскару же повезло меньше -- ему сплошь и рядом попадаются поломанные жизнью, какие-то ущербные люди и с разговоров с ними можно вынести разве что депрессивный психоз. Но мальчик попался стойкий, хоть и, как неоднократно признается сам, "очень ранимый". Эти самые поиски, да ещё воспоминания главного героя и составляют первую сюжетную линию.

  Вторая подана в виде фрагментов дневников его предков. Да, что касается старшего поколения -- то тут уже не Экзюпери, а сплошной Павич (понятно теперь, почему так kuncevic -у книга понравилась.) Мужичок, забывший все слова, женщина, печатающая автобиографию на машинке без ленты, еще один мужичок, хоронивший книги, а потом выстроивший из них сарайчик, и ещё один, ежедневно забивающий гвоздь в кровать... Все это символизирует и олицетворяет, но читать запредельно скучно.

  А теперь вопрос: если автор, жертвуя реалистичностью сюжета, вводит в него абстрактные, чтобы не сказать, абсурдные элементы, можно ли считать грубые ляпы и нелогичности частью этого сюрреализма? С одной стороны -- да. Учитывая неоднократное упоминание одного из развлечений героя -- поиска неточностей и опечаток в газетах, -- можно считать сие этакой игрой с читателем "ану, найди где я маху дал!" Но с другой... ну например:

один тугой на ухо дяденька очень-очень давно отключил слуховой аппарат и несколько лет не выходил из дому, заказывая необходимое для жизни... по телефону. Да, слишком бросается в глаза, явно специально допущенная несостыковка. Но тот же дяденька, в частности, заявляет, что во времена репрессий попал в русскую деревню, куда сослали прогрессивных художников (кто его туда пустил??) и, насмотревшись на зверства режима, вернулся и написал об этом (кто его выпустил??? Интервента, врага, империалиста, возводящего хулу на Самого!). Мдя, интересно.

  Или другой пример: главный герой, активно пользующийся поисковыми системами, натыкается в сети на незнакомое слово "минибар" и, вместо того, чтобы скопипастить слово в строку поиска, звонит в отель "Плаза", дабы узнать, что это. Налицо нелогичность, слишком очевидная, чтобы быть случайной.
И тот же герой, высунувшись из люка лимузина, на ходу фотографирует ночное небо. Без штатива. Со штатной оптикой. Без временной выдержки. На ходу. И снимок получается просто отличный. Блин, да бред это! Или я опять ничего не понял. В любом случае, автор значительно упростил себе процесс окончательной правки текста и "ловли блох". Всегда можно сослаться на сюжетную необходимость неровностей.

  Что порадовало: Порадовало, что не зацикливаясь на теракте 2001 года, автор вспоминает два других преступления против человечества. Не, не резню в Смирне и не деятельность Тайгер Форс во Вьетнаме, о таком целевая аудитория слышала мало, если слышала вообще. Всё проще: бомбардировка Дрездена ("Бойня №5" Воннегута входит в американский школьный курс литературы) и Хиросима (каждый американец знает, а патриот ещё и гордится.) Как бы там не было, сцена в Дрездене -- одна из самых ярких и впечатляющих. Порадовала история любви дедушки и бабушки -- при всей шизанутости этой истории так до конца и не понятно, была ли, собственно, любовь. При чем не понятно не только героям и читателю, но и, по ходу, автору тоже -- за это жирный плюс. Порадовал местами очень даже лукавый юмор -- от роли Йорика в спектакле "Гамлет", которую играет один из героев до женщины, превратившей свой дом в музей ещё живого мужа. Понравились детально продуманные образы -- специфические словечки, жесты, малозаметные на первый взгляд особенности, делают действующих лиц реалистичными и оригинальными. Понравилась чудесная городская сказка о Шестом Районе Нью-Йорка. Ну и за "изобретения" Оскара автору низкий поклон.

  Что не порадовало: скууууучно! Медлительно, тягуче, однообразно. Зеваешь на письмах дедеушки, одним глазом дремаешь на письмах бабушки, обреченно следишь за медленными эволюциями героя по городу... Не понравилось нарочитое нагнетание мрака -- ну ни одного хоть сколько-то довольного хоть чем-то героя. Чтобы мне не говорили -- а время лечит, даже самая глубокая душевная рана зарубцовывается, боль притупляется, не верю я, что старуха, как Хатико, тридцать лет ждёт мужа на том же условленном месте. Ну или я, повторюсь, слишком черствый или жизни не прохававший. Не понравился итог: искали-искали -- и что? Даже неудачный поиск какой-то результат да даст. А тут -- вообще ничего. Даже потрясшее мальчика Страшное Открытие не зацепило. И мама мальчика любит какой-то садистской любовью -- зачем его так мучить?

  В итоге: автору не откажешь в остроумии, изобретательности (чего только стоит страница текста, где буквы заменены цифрами, соответствующими этим буквам на мобильном телефоне!), живости и умении придумывать яркие образы. Если бы не явный плагиат сюжетов и творческих приемов других писателей (читай "современное переосмысление автором идей классиков"), понравилось бы гораздо больше. С другой стороны, всего лишь второе произведение, может, в следующих романах от детских болячек (в частности, соплей), Фоер и избавится. Короче, авансом четыре, а Фоера ещё почитаю.

Флэшмоб 2012, за совет спасибо Lersy

Комментарии


искренне недоумеваю что люди, и в частности вы, находят в этой книге слезовыжимающего. не помню ни одного момента за книгу над которым бы мне захотелось всплакнуть. тем не менее тронуло и скучно не было.
начинаю думать что это бич читающих людей - видеть спекуляцию и игру на чувствах даже там где ее нет.


А как же мысль о том, что все, кого я люблю могут в любой момент умереть? Я выплакала целый таз слез


Ммм... А что, по рецензии не заметно, что такая мысль меня в процессе чтения не посетила?


Пожалуй, воздержусь. Отзыв плюсую.


Без штатива. Со штатной оптикой. Без временной выдержки. На ходу. И снимок получается просто отличный. Блин, да бред это!



Это же product placement, бро!


Присоединяюсь)


Извини, а разве "дремаешь", а не "дремлешь"?)
Отзыву плюс ))


Как всегда, отлично) А за фразу про Хиросиму - так и вовсе респект.


Вы озвучили мои мысли! Уже второй или третий месяц её мусолю - не могу дочитать. Скучно, нудновато, но и бросать не хочется - что-то всё-таки есть.
Спасибо за рецензию.


За отзыв спасибо. Как всегда было очень любопытно читать :)
А вот на тему "почему не зацепило" и "что люди находят в этой книге слезовыжимательного" я все-таки вставлю свои пять копеек. Только просьба тех, для кого высказанная мысль оказывается новой, сначала остыть, а потом начинать бросаться в меня постами.
Есть такая теория, что переживания, которые взрослый человек не пережил, или те события, отношения к которым в голове у взрослого не оформлены словестно ("не завершены"), переходят по наследству его ребенку. Ребенок о них может быть полностью не в курсе. Вообще. Но! Они живут внутри него как бомба замедленного действия, и каждый раз, когда срабатывает определенный "триггер", начинают работать. В частности, если в сюжете книги или фильма есть что-то, затрагивающее непрожитые события наших бабушек или дедушек, или даже мам-пап, то мы на них реагируем. Если нет - то нет. Именно поэтому какие-то книги "цепляют", а какие-то - нет. Я над двумя вещами Фоейра не просто ревела, для меня это был абсолютно нереальный вынос мозга. Даже сейчас слеза наворачивается и мурашки по коже, когда думаю о тех сюжетах. Я не буду расскзаывать прошлое своей семьи, скажу только, что вся эта книга заключена для меня в одной фразе из нее "Конец страданий не оправдывает страданий. Именно поэтому страдания не имеют конца".


Очень интересная теория, у меня уже только от нее мурашки побежали! Книга слез не вызвала, но сильно зацепила, совсем над ней не скучала. Есть над чем задуматься. Спасибо!


Ну, в целом-то тебе понравилось, да? :)

Честно говоря, очень боялась, что она тебе ну совсем не понравится, а потом подумала и решила, что надо рискнуть.

Отзыв плюсую. Со всем согласна. Разве что, я практически не зевала (но это скорее всего от того, что я читала страниц по 10-15 в день)


Понравилась, , понравилась иначе "четыре из пяти" не поставил бы ;)

Ещё раз спасибо.


Прочла "возводящего хулу на Самогон". Спать, спать. А нельзя одновременно спать и хохотать. Спасибо!


Бугогашеньки!

Если бы над самогоном кощунствовал -- я бы его в пух-и-прах разнёс бы =)


почему мама любит сына садисткой любовью?
Мне, наоборот, показалось, что она почти единственная в книге, кто любит по-настоящему. Она поняла, что сыну нужны эти поиски. и предоставила ему полный картбланш, максимально обезопасив его путь.