Больше рецензий
19 мая 2020 г. 15:14
524
4 Первый среди равных
РецензияВеласкес - один из любимейших художников, книга о его жизни и особенностях стиля давно ждала прочтения.
С 1978 года (издания). Я, конечно, была готова к базису-надстройке-диалектике, но первая глава, кратко описывающая Испанию 17 века, всё-таки изрядно потопталась по мозгам. Реакция сопротивления, сопротивление реакции, прогрессивные сдвиги, продвинутые массы, разложившийся аппарат, клика казнокрадов, паразитические слои, демократические силы искусства, религиозное мракобесие, хищная и грязная аристократия, чистый простой народ, народность, свободность, братовность. Всего две цитаты из Маркса и одна из Ленина - это о плюсах. Но вообще подцензурный бубнёж про "объективные (социалистически окрашенные) выводы, до которых не доходил сам художник" подбешивал).
Несмотря на густой слой искусствоведческого разбора и анализа произведений Веласкеса, красной нитью (чёрт, я начала изъясняться, как парторг) ведётся мысль, любой ценой доказать демократичность и материалистичность художника. Чтоб никто не подумал, что он идеалистом был, в бога верил (ну, может, слегка сочувствовал).
...модная теперь в буржуазной литературе "иконология", слишком часто раскрывающая "тайный смысл" великих произведений искусства в идеалистическом, религиозном или реакционно политическом планах.
Наши работники искусства ни-ни, такого не допускают. Веласкес - реалист и демократ, обличающий сверху, переживающий снизу, сам - придворный флегматик, на стороне народа, от властей ему только зарплата и краски были нужны. Всей своей продвинутости не осознавал, так на то есть прогрессивные потомки - объективно домыслили.
Ох, уж это домысливание... Знамеровская размышляла даже над утраченными картинами, живо обрисовывая, что там могло быть нарисовано)) "Так воображение дополняет черты..., и становится трудно отрешится от создавшегося впечатления". А уж, как она описывает характеры людей с портретов! Вах! У нас в школе на уроках МХК было такое задание (оно полезное очень для развития мышления)) - рассказать биографию человека с выбранной картины. Сочиняли, конечно, взахлёб. Такое чувство, что искусствоведы этим занимаются на проф.основе. Как досталось бедному Оливаресу! Прям жалко дядьку. Я понимаю, что про него в учебниках истории еще хлеще пишут и, наверняка, первый (после, или даже вместо, короля) человек в стране лапушкой не был. Но дайте шанс зрителю увидеть в портрете иное! В книге качественные иллюстрации, я всё равно много гуглила и рассматривала картины со всех сторон, ну вот не вижу я в первом портрете Оливареса такого сурового компота, который Знамеровская наварила.
Лицо модели здесь исключительно некрасиво, даже курьёзно безобразно по своему строению. Нос приобрел неповторимую индивидуальную форму. В чертах и в выражении лица читаются хищная властность, энергия, активность. Во взгляде много живости, очертания тяжелого подбородка говорят о волевых качествах натуры. Но вместе с тем в этом "кошачьем" лице ярко выступают присущие всесильному министру ограниченность, самодовольство, хитрость, коварство, склонность к интригам. На всем облике в целом лежит печать вульгарности.
Согласитесь, в этом описании больше "линии партии", чем реального взгляда на портрет. Слишком сильно влияет на воображение подпись под картиной. Все друзья Веласкеса описаны как люди с умными глазами и героическими чертами, его автопортреты удивляют благородством линий и вдумчивым лбом (гораздо сильнее они удивили бы печатью подлости в уголках губ), короли у него вечно вялые или испорченные, шуты и бродяги - сплошь мудрецы и интеллектуалы.
Зачем так обеднять гениальную кисть Веласкеса? Он ведь действительно талантливейший художник, который во многом опередил своё время. Им восхищались и восхищаются. Клод Моне считал его первым импрессионистом. Кстати, в книге очень интересно объясняется, почему Веласкес - не импрессионист ;) Что не мешает ему оставаться первым, кто вышел на пленэр для рисования пейзажа (потом этот шаг повторили только в 19в). И еще он первым начал рисовать свет. В том смысле, как его начали понимать импрессионисты. Но не исчерпывал свою технику этим явлением. Рисовал по-старому, по-новому, по-своему. И в соответствии с моделью! Пожалуй, это самая важная характеристика большого художника - его картины сложно датировать, потому что у него не было "модных" "любимых" техник - он менял стиль рисования в зависимости от задачи, которую перед собой ставил.
Что касается технического описания картин, как у не-художника, претензий никаких нет) Всё было очень занятно, местами даже понятно, кое-что пришлось смотреть в словаре спец.терминов. И картины некоторые описаны, но не показаны. Во времена гугла это не проблема, а для 1978 года недочёт, мне кажется. Тем более, если объективность описания всё-таки сомнительна. Надо сказать, что это не личное мнение Знамеровской, она ссылается на работы из "своего лагеря", попутно намекая, что есть и другое мнение, но оно так себе)).
Мне, например, интересно было бы узнать весь спектр мнений о портрете шута (по прозвищу Хуан Австрийский).
Эту картину называют символом крушения Испании. Боль по поводу издёвки над Доном Хуаном Австрийским мне вряд ли удастся понять, но я не очень вижу и саму издёвку. Не понимаю, что "жалкого и крайне неполноценного" в фигуре шута. Поза слегка согнута, карнавально одет, вокруг обломки, улыбка вымученная - плохо, конечно, старому шуту. Но, если честно, Оливаресу на первом портрете не намного лучше. Они оба очень устали от жизни и людей. Но что там крайне неполноценного? Вряд ли бы как-то выделила именно эту картину среди галереи шутов Веласкеса.
Не буду оригинальной, лучшей картиной Веласкеса считаю портрет папы Иннокентия Х. Вот уж характер схвачен так схвачен. И техника живописи уникальна (что для 17 века, что вообще).
Но интерес к художнику проснулся с еще более банальных полотен - с инфант. И, как вершина "инфантильности", - Менины. Картина, которая снова выталкивает Веласкеса в передовики живописного труда, ибо в ней уже есть элементы сюрреализма и психоанализа ;) Групповой портрет королей и народа, несколько сценок на одном полотне, отражение в зеркале и автопортрет наблюдателя, который наблюдает. Эта картина долго может будоражить воображение в стиле Эшера.
Комментарии
Менины, конечно, шедевр. Набокову бы понравилось такое соглядатайство выхваченное как солнечный зайчик случайного эпизода жизни.
Про то что Моне считал Веласкеса первым импрессионистом, не знал. Спасибо, интересно.
А занятие то и правда интересное)
Знаете кто им любил заниматься?
Платонов и Гроссман. Порой встретятся в московским дворике, и с ними ещё кто-то, и начнут сочинять о мимо идущих людях их биографии, их жизнь...
Страннее всего выходило у Платонова.
Почти импрессионизм биографии своего рода, да такой странный и дивный, что если бы сам прохожий это услышал то украдкой подошёл бы и заслушался))
Спасибо за прелестную рецензию, Виктория!
А я ведь Гроссмана еще не читала... вообще. Только спектакль Додина смотрела.