Больше рецензий

21 мая 2020 г. 21:53

2K

5 Спойлер Принц Госплана

В чем занимательно творчество Виктора Олеговича, так это в том, что оно не показывает тебе однозначно «хорошое/плохое» и «черное/белое». Его слова это не конкретика, а лишь очертания замысла, которые накладываются на мировоззрение читателя, и он сам делает определенные выводы. С моей позиции «Принц Госплана» - это желание показать все-таки «плохое». Повторюсь, это результат моего видения мира. 

Для начала следует сказать, что в рассказе прекрасно использован прием перехода между двумя мирами (полностью это умение раскрывается в романе «Жизнь насекомых»), когда читатель теряет грань между реальностью и игрой, как и сам главный герой, да и все люди, окружающие его: начальник-самурай, соседи-трубачи и танкисты… знакомые же для вас образы, не так ли? Собственно этого игры от нас и требуют – полного погружение, отдачу всего своего времени, да и самого себя в никуда. Звучит, по сути, ужасающе, но почему-то это происходит… И до чего доводит это человека? Думаю, что через едва промелькнувшего героя, летчика, Кузьмы Старопоповича, Пелевин вполне однозначно отвечает на данный вопрос.

Изредка мелькавшие философские мысли главного героя интересным образом относятся к реальности, хоть и направлены в виртуальную сторону. Пелевин тем самым задает нам вопрос, а не является ли вся наша жизнь чей-то игрой? Наиболее смысловой фрагмент рассказа, пожалуй, был на крыше:
«Саша посмотрел туда - там были тысячи разноцветных светящихся точек, горящих до самого горизонта… Как всегда, вид вечернего города навевал печаль. Вспоминалось что-то забытое и сразу же забывалось опять, и это «что-то» больше всего было похоже на тысячу раз данную себе и уже девятьсот девяносто девять раз нарушенную клятву…»
Что олицетворяют огни вечернего города? Скорее всего, настоящую полноценную жизнь, с тысячью возможностей и бесчисленными красивыми просторами, но что выбирает главный герой? Однообразные тусклые коридоры, спрятанные кувшины и долгий тернистый путь до куклы-принцессы?

Естественно, Пелевин не мог обойти стороной и Россию. «У вас все игры колотые. Инструкции то нет» явно указывает на то, что мы сами не производим ничего, а лишь «по-тупому» копируем у Америки/Запада. Заметьте, главный герой играет в игру 2 года и не знает значений всех кнопок, а его начальство вообще не разбирается в элементарных вещах, хоть и проводит целыми днями в виртуальной реальности. А сцена с походом в магазин – это яркая обрисовка самой «духовной» страны в мире.
«- Ыыыыыыы, - сказал мужик в коричневом пиджаке, когда Саша посмотрел на него и закатил глаза. Изо рта у него немыслимо воняло.
Господи, - вдруг подумал он, а я ведь действительно живу в этом… в этой… Стою пьяный в очереди за портвейном среди всех этих хрюсел, - и думаю, что я принц?
»
Пожалуй, мне тут нечего добавить. Единственное, я не считаю это оправданием «задротов». Кто-то может сказать, что реальность ужасна (как наша страна, так и мир в целом), и что игры это единственный способ спастись от нее, но я бы сформулировал по-другому: «спастись от пустоты в самом себе». 

В заключение хочу добавить, что рассказ мне понравился. Хотелось только, чтобы он был чуть по длиннее, но лучше уж так, ведь со стола нужно вставать всегда немного голодным. 

P.S. Мне понравилась деталь, что когда с главным героем происходило что-то плохое, его воспоминания касались только реальной жизни, в нем как бы на секунду просыпалось что-то настоящее.