Больше рецензий

sleits

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 мая 2020 г. 08:12

419

5

Эта книга представляет собой полную всестороннюю биографию Дерсу Узала и исследование его образа в литературе. Сразу скажу, книга потрясающая. По ходу чтения я извела две пачки пластиковых закладок, хотя очень старалась выделять только самое самое примечательное.

Книга начинается с предисловия Захара Прилепина, а его рекомендация - это особый комплимент книге. Далее идут главы о происхождении имени героя, рассказ о национальных особенностях гольдов (нанайцев) и конкретно о роде Очжал, об условиях проживания и культурном "коде" народа. Здесь мы встретим огромное количество нанайских слов, легенд, описаний быта и ритуалов. Объясняется почему Дерсу был гольдом, а не представилем какой-то другой национальности, и откуда пошли предположения, что он мог быть удэгейцем, тазом или даже китайцем!

Рассказывается биография Дерсу - причем в качестве источника используются не только дневники Арсеньева (в которых мы узнаем, что он встретил Дерсу 1906 году, а не в 1902, как описывается в романе "По Уссурийскому краю"), но и другие источники, в том числе записи Петра Бордакова, участника экспедиции Арсеньева, который выпустил книгу о Дерсу намного раньше. Бордаков особенно тесно общался с Дерсу и записал гораздо больше историй гольда о его жизни. Кроме того даётся обзор других книг о Дерсу. Рассказывается, каким он был на самом деле, и как изменил его образ Арсеньев. Отдельная глава посвящена рассказу реальных обстоятельствах смерти Дерсу и о том, как Арсеньев трансформировал их в книге, следуя за своим литературным замыслом.

Особенно интересно рассказывается о том, что Дерсу, оказывается, очень любил семилетнего сына Арсеньева, проводил с ним очень много времени и учил "читать" тайгу. Об этом сын Арсеньева оставил "Воспоминания". Вылазки Дерсу в лес были очень частыми и обычными, в одну из таких вылазок он и погиб, о чем писатель узнал только по возвращении из командировки.

В отдельных главах рассказывается о способностях Дерсу проводить таёжные "расследования", об анимистическом мышлении и "кодексе чести" таёжного человека, о его снаряжении и поразительной способности к языками (оказывается при том количестве языков, которые знал Дерсу, он ещё и был не самым успешным "лингвистом". Гольды очень хорошо говорили на разных языках, русский при этом выучивали легко и говорили на нем без акцента. Кроме того, они могли переключаться на разные русские диалекты).

Конечно же рассказывается об экранизациях и сценариях к кинофильмам о Дерсу, а также о "предках" и "потомках" Дерсу в мировой и отечественной литературе.

Книга замечательная. Информация подана в книге очень хорошо и интересно, и прекрасно дополняет образ Дерсу Узала из произведений Арсеньева - он становится более объемным, ярким и по-настоящему живым.

картинка sleits

Комментарии


1902 год или 1906?
Интересный вопрос. Обсуждая его, Википедия пишет:

страница дневника с записями о происшествии на озере Ханка в 1902 году, когда Дерсу спас В. К. Арсеньева, сохранилась, на ней есть неоднократное упоминание именно Дерсу

Наверное, всё-таки 1902-й :)


Это были не дневники, а черновики к "В дебрях Уссурийского края". Первая встреча с Дерсу произошла в 1906 году, на озере Ханка Арсеньева спас другой гольд, но Арсеньеву хотелось включить этот эпизод в свое произведение, поэтому он перенес встречу с Дерсу на 1902 год. И кстати, по-моему дневников за этот период не сохранилось (может их и не было, тк первые походы ещё не носили исследовательской цели).
А любом случае я склонна доверять бумажным источникам (у двух книгах об этом говорится), а не Википедии. Но естественно я не могу утверждать что было именно так, а не иначе) меня там не было)


Ну да, Википедия не вполне надёжный источник. Если про химию, тогда всё верно, а про Арсеньева могут и соврать. Авторов Википедии там тоже не было :)


Смутили вы меня... Полезла искать дневники Арсеньева. Все верно, встреча состоялась 3 августа 1906 года. Уф... А то уж я забеспокоилась)