Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 июня 2020 г. 10:43

988

3.5 Вы не скажете, как пройти в Шамбалу?

Шутки шутками, а примерно такой вопрос задает в книге махатме Святославу Рериху индийский студент-аграрий, который использует свой сельскохозяйственный визит еще и для того, чтобы выведать кое-что о тайном знании. Рерихов индийцы звали махатмами и верили, что они обладают особыми способностями, и, судя по всему, это распространялось на всех членов семьи. Девика Рани, одна из самых знаменитых киноактрис Индии 30-40-х годов 20 века, внучатая племянница Рабиндраната Тагора, жутко волновалась, когда выходила замуж за Святослава Николаевича. Она считала себя простой смертной, вошедшей в семью удивительных людей, которые светились голубым светом по ночам. Об этом, со слов самой Девики, упоминает в своей повести Валентин Сидоров.

«Семь дней в Гималаях» – удачное название. Если бы не оно, вряд ли я обратила бы внимание на книгу Сидорова. Гималаи – больше, чем горы. Это еще и колоссальный магический магнит, обросший мифами и преданиями. Там до сих пор много уединенных монастырей и отшельников, которые медитируют в скрытых пещерах. Неудивительно, что именно в Гималаи помещают мифическую страну Шамбалу и Махатм, великих учителей и носителей эзотерического знания.

Когда я скачала бесплатное аудио издание, часть проекта «Нигде не купишь», меня в первую очередь интересовало путешествие автора в Индию в 70-е годы. Сама я была в Индии четыре раза, и в Гималаях провела гораздо дольше семи дней (правда, по большей части, в непальских), поэтому мне был интересен гималайский опыт другого человека, тем более относящийся к уже достаточно отдаленному времени.

К сожалению, про само путешествие автор пишет не так уж много, хотя, по моему мнению, это лучшая часть книги. Один эпизод перелезания в ночи через забор гималайского дома Святослава Николаевича Рериха в сопровождении спутницы-переводчицы Нины Степановны, которая сняла белые туфли и послушно последовала за Сидоровым в своем зеленом сари, дорогого стоит. От этого типично советского поведения Святослава Рериха чуть кондратий не хватил. Он в Советском Союзе не жил и не привык к подобному этикету, вернее к его отсутствию. А для советского человека – это была норма, в гостиницах люди тогда останавливались не часто, ездили к друзьям и знакомым, и открыть двери перед человеком, приехавшим издалека, в любое время дня и ночи, было в порядке вещей. Поэтому нежданные (хотя и не незваные) гости изрядно приуныли, когда их после вторжения препроводили ночевать в гостиницу.

Личные впечатления автора отличаются свежестью и непосредственностью. Было интересно читать про организацию поездки, встречи и разговоры с людьми, личное общение со Святославом Николаевичем и его женой Девикой. То, с какой легкостью автору получалось разрешить все организационные вопросы, при том, что планирование его поездки сводилось к минимуму, как открывались перед ним все двери и удавалось сходиться с людьми, говорит о том, что Сидоров двигался, как это принято говорить «в потоке».

Сама цель поездки по советским временам была необычной. Валентина Сидорова послали в Индию от журнала «Огонек» именно для того, чтобы встретиться с последним оставшимся в живых представителем семьи Рерихов, пообщаться с ним и пригласить в Москву с выставкой. Никто даже не думал, что встреча состоится в Гималаях, в долине Кулу, в том доме, где жил долгое время Николай Рерих, где он основала институт «Урусвати».

Как я уже говорила, о путешествии написано не так уж и много. Основную часть книги занимает философия автора, восходящая к учению Рерихов, его стихи, а также выдержки из сочинений Николая Рериха. Звучит это все довольно восторженно и пафосно, что, по большому счету, нельзя считать серьезным недостатком. Тем не менее, у меня с этой частью сложились непростые отношения. Есть что-то в тоне Валентина Сидорова, похожее на учение Блаватской, которую я не смогла переварить. С одной стороны, он воспевает радость и устремление к свету, с другой стороны – уж больно воинствует в борьбе с противниками этого самого света и так рьяно собирается их искоренять, чтобы потом построить новый мир, так живописует сочащиеся гнойники, подлежащие искоренению, что аж не по себе становится.

Еще полбалла убрала за ту часть, где громогласно провозглашается союз махатм гималайских с махатмами советскими с целью построения светлого будущего. Хотя мне небезынтересно было прочитать про то, как Николай Рерих привез в 1926 году послание махатм наркому иностранных дел Чичерину и горсть гималайской земли на могилу махатмы Ленина, но в целом, эта часть произвела впечатление фантастическое, если не сказать бредовое. Понятно, что в книге, изданной при советской власти, должны были воспеваться коммунистические идеалы, но, с моей точки зрения, случился перебор.

В любом случае, я не жалею, что прочитала эту книгу, она обогатила меня новой информацией, местами развлекла, и оставила не такое уж плохое впечатление. Недостаток аудио книги по сравнению с печатной в том, что нет возможности перелистать текст, чтобы уточнить кое-какие подзабывшиеся моменты, поэтому я могла чуть приврать, излагая содержание. Особо стоит отметить этот дикторский, совершенно советский голос, который с воодушевлением интонирует восторженные пассажи.

Рекомендую тем, кто любит околоэзотерическое чтение, в прямом смысле эзотерикой эту книгу не назовешь, хотя кто бы объяснил, где лежит эта тонкая грань, отделяющая доморощенные домыслы от подлинного знания. Есть сильное подозрение, что этой грани нет вообще, и любые слова одинаково не достают до сути, которую можно постичь, но нельзя выразить.

Я узнала о книге, благодаря упоминаю в одной из рецензий boservas . Хотя не скажу, что творение Сидорова стало потрясшим меня открытием, но было любопытно. Расширила свой кругозор. :)

Источник

Комментарии


Рад, что встреча с книгой стала поводом для такой интересной и обстоятельной рецензии :)


Спасибо за отклик!


Вы не скажете, как пройти в Шамбалу?

От второй звезды направо и прямо до утра)))


Точно, так и пойдем!