Больше рецензий

20 июня 2020 г. 12:26

645

4 Депрессивные алгоритмы и люди

Взялась за Пелевена, поставив себе задачу: прочесть писателя, который НЕ понравиться. Такое внутреннее усилие, попытка понять противоположную точку зрения. В этом плане с книгами все лучше, чем с людьми: писатель не маячит перед носом, мешая внимать его мыслям своим пузом, излишней напористостью и вообще беспричинно раздражая.

Но эксперимент провалился: Айфак мне понравился. Книжка вышла на злобу дня, с этими всеми вирусами, добровольно-принудительной самоизоляцией, коленопреклоненными полицейскими, крещениями, навязчивой контекстной рекламой и фейками о введении сословий. Стеб над всем и вся сменяется серьезными размышлениями и наоборот, мат и пошлость приятно разбавляют серьезные рассуждения героев.

Маруха Чо, сокращенно Мара, полностью оправдывает свое имя: сбивает с духовного пути невинные алгоритмы во имя бабла. Алгоритмы в ответ обретают разум и волю, да и вообще матрица наступает.

Вопросы у меня только к концовке. Рациональные разумные алгоритмы не могут понять, зачем жить, дескать, гормонами не окутаны. Это понятно, особенно когда радость им тупо в коде прописать не удосужились, хотя у большинства людей она есть. Но описание жизни людей от дзен-буддиста отдают невротизмом, а то и депрессией. Меня всегда удивляло, почему при таком взгляде на вещи буддисты, во всяком случае те немногие, кого я видела, были очень оптимистичными и дружелюбными людьми, способными получить удовольствие от мелочей. Вероятно, потому что здоровых людей мысль «Все тлен» успокаивает и они больше наслаждаются жизнью, ведь живут то всего ничего, а невротиков и депрессивных буддизм попросту уничтожает. Он несовместим с подобным типом психики. И вот эту несовместимость я в концентрированных количествах наблюдала на последних страницах книги. Надежду на просвет в бесконечном мраке Пелевин оставил, но очень неубедительную и больше похожую на свет в конце туннеля.

Источник