Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 июня 2020 г. 00:51

845

3 «Против глупости сами боги бывают бессильны?»

Книга буквально пестрит научно-фантастическим обоснованием сюжета. Учёный по складу мышления, А. Азимов тщательно мотивирует свои рассуждения всё теми же научными рассуждениями, порой не щадя самого читателя и довольно часто заставляя поверить ему на слово. Он умеет создавать иллюзию правдоподобия. Нередко критики упрекали писателя в чрезмерной наукообразности стиля, в недостаточном внимании к внутреннему миру героев. И это хорошо заметно по самому произведению. Довольно часто, книгам Азимова не хватает человеческого тепла. Учёный заметно подавляет художника. Все эти термины, попытки объяснения, навороченные и трудноусвояемые… Хотя автор умеет увлекать. Несмотря на трудность чтения, в сюжет погружаешься и вот уже сам не замечаешь, как переживаешь за героев, надеешься, что глупость человеческая всё же будет побеждена разумом.

Сам роман, в сущности, – это три истории (цитата Ф. Шиллера: «Против глупости сами боги бывают бессильны»): самостоятельные и законченные, но в тоже время объединённые единым развитием темы: к чему может привести нарушение установившейся в мире гармонии и как дорого может обойтись бездумная погоня за выгодой? Совсем недавно учёными «был построен» Электронный Насос – изобретение, позволяющее вырабатывать бесконечную энергию. Правда, его изобрели не земляне, а некий Разум из далёкой вселенной, к тому же Насос очень опасен – но простым смертным эти истины знать совсем не обязательно. Обмен энергией между параллельными мирами нарушает энергетический баланс во вселенной. Но эта энергия бесконечная, а главное – бесплатная. А в нашем мире, как и в той – другой паравселенной – от дармовщины отказываться неприятно, даже если она и грозит Большим Взрывом.

«Против глупости» - это история противостояния дальновидного астрофизика Питера Ламонта, видевшего всю опасность Вселенского Электронного Насоса и заурядного учёного-шарлатана Фредерика Хэллема, присвоившего чужую славу и открытия, которому человечность явно уступает бездумной погоне за выгодой. Интересно было наблюдать за этим противостоянием, к тому же из всех трёх частей – эта самая понятная и ненавороченная с точки зрения перегруженности терминологией и псевдонаучными объяснениями. Автор, будто вводя читателя в курс дела, обстоятельно и популярно объясняет суть изобретения и исходящей от него угрозы.

«Сами боги» - история трёхполых существ великого разума из Паравселенной, которая развивается параллельно. Жёсткие – похожие на людей гуманоиды. Рядом с ними существуют и Мягкие (хотя их практически и не замечают) – призрачные создания, которые общаются телепатически, в детстве могут спокойно проходить сквозь твёрдые предметы и даже «смешиваться» друг с другом. Питаются они за счёт непосредственного поглощения энергии своей угасающей звезды. Именно Жёсткие и создали Вселенский Электронный Насос, от которого, в сущности, зависит их существование на планете. Но даже там нашлось существо (любознательная и необычайно умная Дуа), увидевшие опасность, и также старающееся предотвратить катастрофу. Для этого она пытается передать послания на Землю. Как правило, именно вторую часть называют «самой шедевральной» чуть ли не во всём творчестве А. Азимова. Хотя меня она не убедила. Впрочем, если вникнуть в сущность и знать несколько реальных теорий – чтение становится познавательным и интересным. Поэтому ниже остановлюсь на них подробнее.

За 10 лет до написания романа американский психотерапевт Эрик Берн разработал ставшую позднее очень популярной систему Трансакционного анализа. Популяризатор науки А. Азимов, просто не мог о ней не знать. Поэтому, думаю именно она легла в основу второй части романа, к тому же характеристики героев там очень схожи. В основании системы Э. Берна лежит представление о сознании человека как композиции трёх состояний «Я»:
Родитель — в книге Пестун Тритт (по Берну – набор правил, забота; по Азимову – Тритт консерватор, старающийся во всём следовать правилам, однако способный на неожиданные и неоднозначные поступки ради высшей и самой важной для себя цели – рождения ребёнка).
Взрослый — в книге Рационал Ун (по Берну – наука, профессии; по Азимову – Ун учёный, воплощающий в себе интеллект).
Ребёнок — в книге Эмоциональ Дуа (по Берну – творческое начало в человеке; в романе – главная героиня – «призрачно-прекрасная» эмоциональ Дуа по-детски любопытна и наивна, хотя и поразительно умна).

Эта Триада, неоднократно сливаясь, в конечном итоге образует Жестких – единственных живых на планете (чем не прообраз Человека?). Если не знать про эту систему, обычно не очень понятно, про какие Триады в паравселенной постоянно говорит Азимов, почему Пестун, Рационал и Эмоционал так различны, но вместе – дополняют друг друга. Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности (Р – В – Р) формируются в процессе контакта ребёнка с родителями, он получает от них образы и пример поведения, принимает сценарий, пути его реализации, получает антисценарий. Вот откуда противостояние Эмоционали Дуа с Жёсткими.

Забавно было узнать, что имена Мягким Ум, Дуа и Тритт (в оригинале Odeen, Dua, Tritt) Айзек Азимов дал героям от русских названий порядковых числительных – Один, Два, Три – эдакая дань первой родине писателя (русский по происхождению, в 3 года эмигрировал в Америку).

«Бывают бессильны» - своего рода продолжение первой части (спустя два десятилетия), которое развивается уже на Луне. Радиохимик Бенджамин Деннисон – последователь Ламонта – всё ещё пытается предотвратить катастрофу. Для этого он решил установить на Луне систему Насосов с противоположным зарядом. Мне эта часть показалась наиболее убедительной. Здесь не так много абстрактных размышлений, герои более убедительны и человечны, а главное – выписаны более детально. Их чувствуешь, им сопереживаешь и проживаешь с ними жизнь на Луне. Мне очень понравилось, как автор описал обстоятельства жизни людей на этом спутнике Земли: их борьбу за воду, строительство подлунных туннелей, противостояние с Землёй, лунян с землянами, пищу, да и само передвижение по поверхности. Настолько детально, будто сам вместе с Беном и его спутницей-интуисткой Селеной борешься над решением проблемы.

Думаю, А. Азимов, формируя три части романа, опирался на теорию своего современника Мартина Бубера о трёх сферах жизни человека:
Первая часть - "Против глупости" - физическая сфера (Космос), свидетельствующая о взаимосвязи человека с природой и окружающей вселенной. Посудите сами, именно здесь автор обосновывает опасность Насоса для природы и человечества, говорит о контакте человека с паравселенной.

Вторая - "Сами боги" - неэтическая сфера (Логос) - предусматривает связь человека с духовными существами (эмоциональ, рациональ и пестун - три человеческих чувства, доминирующих в определённый временной период существования человека, кстати, из теории другого современника Азимова - Эрика Берна, но об этом уже говорил выше).

И, наконец, третяя часть - "Бывают бессильны?" - психическая сфера (Эрос) - олицетворяющая связь человека с другими людьми. Отсюда и большое внимание Азимова к романтическим чувствам между Беном и Селеной. Заметили, ведь ранее об этом не было ни слова!? Отсюда и концовка такая.

Прочитано в рамках ВККФиУ «Ностромо», 24 заедание.