Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

29 июня 2020 г. 03:45

2K

5 Рановато для 21-го века

Книгу все еще читаю, вдумчиво и сосредоточенно, хотя уже сложил о ней окончательное мнение. Ефремов здесь все еще верен себе и своим идеалам. И умеет отстоять их настолько хорошо, что бомбануло даже в рецензиях.
Вот казалось бы, человек проповедует идеалы красоты, ума, хочет, чтобы люди жили в лучшем обществе, образованные, здоровые, счастливые. Дает вполне неплохие советы и рецепты, но человек такое существо, уж лучше он почитает "21 совет, как стать миллионером"! Поэтому моя рецензия будет не столько о книге (она практически идеальна), сколько об отношении к ней общественности в наше время.
Феминистки и бодипозитивистки бомбят в рецензиях от того, что Ефремову нравятся женщины с хорошей фигурой. Религиозные верунчики в ужасе, что Ефремов смеет навязывать атеизм. Любители рыночка и свободного капитализма ненавидят Ефремова за то, что он коммунист. Досталось Ефремову за то, что он слишком много и сложно пишет, нет, чтоб дать экшена.

Пропаганда советской власти, советской идеологии, советской системы ценностей.

То, что Сталин сгноил десятки, если не сотни тысяч красивых женщин в конц лагерях автор дальновидно умалчивает.

Гениально!

А теперь, ровными рядами следуем на строительство светлого будущего в самой свободной стране мира!

Как вообще можно подумать о светлом будущем и свободе!

Как он мог критиковать запад и индию возвышая идеалы советского коммунизма, когда уже было известно про коллективизацию и репрессии?

Ха-ха-ха, про коллективизацию было известно с того момента, как она началась

Нет, я не религиозная, совсем даже, но целая глава с пропагандой отказа от религии я не выдержала, читала через строчку!

Если б я не знал о существовании этой книги раньше, я бы бросил все и начал ее читать только из-за этих комментариев!
Кое-в-чем я могу согласиться с большинством рецензентов. Книга действительно затянута, и в ней действительно есть перегруз с философской составляющей. Герои действительно поражают своей идеальностью, и это оказывает на многих читателей неприятное давление, словно обнажает их скрытые комплексы.
Одним из главных и сквозных героев является советский интеллектуал Иван Гирин. Автор вроде как вывел под его образом своего друга-хирурга, но лично мне показалось, словно на страницах предстал сам Ефремов. Ефремов сам ведь был многогранной личностью, у него получалось практически все, за что он брался. Он и биолог ,и палеонтолог, и философ, а еще по морям ходил. Причем многие вещи в науке он предвидел и прочувствовал. Например, по некоторым спорным вещам на тот момент, на момент написания романа, он высказал определенные мнения, и с этими мнениями солидарна современная наука.
Ну так вот, Гирин сам такой же одаренный умник. Он еще и психолог, и тоже философ. А еще обладает определенными сверхспособностями, может внушать некоторые вещи людям силой мысли, вроде гипноза. Здесь я уже напрягся, поскольку Ефремов буквально на лезвии бритвы оказался близок к мистической и совершенно антинаучной чепухе. Сверхъестественные возможности Гирина близки, по Ефремову, к возможностям цыган, которые могут легко задурить голову прохожим, глянув им в глаза. Свои же способности Гирин развил путем упорных тренировок, однако, по его словам, никогда не использовал их во вред людям.
Еще здесь появляется его будущая любовь, гимнастка Серафима. Это уже идеальный женский характер. Серафима - вечный источник жопной боли для феминисток и их противоположностей - забитых домохозяек и "серых мышек". Она невероятно красива, автор дал ей в романе внешность польской актрисы Барбары Квятковской. Гугл дает ее фото, что подтверждает, что у Ефремова и его персонажа точно есть вкус, потому что такой типаж нравится очень многим мужчинам. Она стремится к совершенству во всем, любит гармоничное развитие, занимается спортом, имеет прекрасные манеры, образована. Когда ее домогаются мужчины, она, вместо того, чтобы заорать "Х..ЕМРАЗЬ! СЕКСИСТ! СТАЛИНИСТ!", осаживает их очень мягко, вызывает у них стыд за содеянное. В отношениях очень разборчива, но при этом не находится в поисках мужа, вполне допуская, что может быть сильной и независимой всю жизнь.
Этим своим поведением она вызывает ярость у феминистской тусовки, поскольку демонстрирует независимость не только от мужского пола, но и вообще от всех навязанных стереотипов женского поведения.
Гирин тоже ведет себя не типично. Ему понадобилось около тысячи страниц текста (правда, из них больше половины про других персонажей), чтобы наконец заслужить ее взаимность. Его терпеливость и обходительность, отсутствие поведения самца, который видит в женщине прежде всего сексуальный объект, подчеркнутое уважение к Симе, как к личности, вызывает у Симы ответную симпатию. В их отношениях нет ни грамма вульгарности, хотя их друг к другу очень тянет. Мало того, я заглянул в конец, и там вроде как был эпизод, где они переспали, но я так и не понял, переспали они или нет, так ловко автор завуалировал это! Здесь может бомбануть и у любительниц сильных мужчин, брутальных самцов, которые в их фантазиях хватают их за руку и говорят "Ты моя!", а потом забрасывают подарками. Здесь мы можем увидеть идеальный баланс между уважением и физическим влечением к женщине. Ефремов сознательно отбрасывает животные инстинкты, которые подстегиваются внешними "раздражителями" (например, хвалеными бедрами Серафимы), и говорит о том, что ум - это тоже классно.
Подобные отношения настолько чужды современному обществу, что я прямо наслаждался их описанием.
Феминисток также могут раздражать внутренние качества Гирина - его сдержанность, его ум и образованность. В этом случае теряется смысл их движения, которое призвано в настоящее время бить по рукам обнаглевших мужиков. В этом случае "страдающим" от гнета мужчин Серафимам не получится проявить свою ярость Чудо-Женщины и независимость.
Да, нужно признать, что Ефремов порой скатывается в "айн-рэндовищину", стиль, который сумела раскрутить печально известная Айн Рэнд со своим циклом "Атлант расправил плечи". возводящий в священный культ эгоизм, индивидуализм и ценности капиталистического общества и свободного рынка. У нее тоже были идеальные персонажи, которые доказывали свои жизненные позиции не только логикой и аргументами, а тем, что "посмотри на меня, как я выгляжу, успешная бизнес-вумен, а как выглядишь ты, грязный социалист! Значит, ты не прав, а я права!"
Ефремов тоже не избежал этой ловушки. Множество дискуссий с идеологическими оппонентами обречены на победы в них главных героев потому, что они своей жизнью и своими качествами доказывают свою правоту. А это уже тактически неверный ход. Идеи Ефремова мог бы защищать даже парализованный аутист в инвалидной коляске с одним глазом. Или даже карлик-трансгендер. Не обязательно манипулировать тем, что Сима гимнастка с хорошей фигурой, а Гирин интеллектуал.
Подобный подход несколько обеднил сюжет произведения, поскольку в нем многое возникает благодаря удаче и роялям в кустах. Героям везет, потому что должно везти, потому что они отстаивают правильные вещи.
Но с другой стороны, в отличие от Айн Рэнд, нельзя не признать, что эти-то вещи действительно правильные! Ефремов разнес в пух и прах религиозные, расовые и гендерные предрассудки, наметил человеку путь к счастью, и путь этот ох как непрост! В отличие от простых решений, которые предлагают нам сейчас.
Мне понравилось, как ловко Ефремов отстоял те понятия красоты, которые ему близки. Что вызвало недовольство в рецензиях, поскольку людям удобнее всего полагать, что у каждого свой вкус, и нам не стоит советовать другим, как им выглядеть. Ефремов устами главных героев доказал, что красоту все же измерить можно, и она часто соответствует определенным запросам общества. Такую крамолу ему, конечно, в наше время не простят...
Не простят ему и атеизм, выраженный достаточно резко и беспощадно, я бы даже сказал, нетолерантно. Досталось христианству, которое, по Ефремову, несет отпечаток древнееврейской культуры, в которой женщину унижали. Ефремов отнимает у верунов сказку о рае после смерти, указывая на то, что рай придется строить на Земле.
С симпатией разве что Ефремов относится к индийским религиозным и околорелигиозным культам, явно идеализируя их за то, что там женский пол не слишком сильно унижался, или даже превозносился. Однако и их развенчивает, в том числе, и йогу. Ефремов утверждает торжество здорового материализма, и это прекрасно!
Отнимая у человека игрушку в лице боженьки и даже каких-то бессмысленных ритуалов, Ефремов наносит тяжкую обиду многим его читателям, не желающим совершенствовать мир вокруг себя, не желающих отвечать за свои поступки перед человечеством, прикрывающихся ожиданием некой жизни после смерти.
Читатели также презрительно хмыкнут в ответ на то, что Ефремов отрицает необходимость порнографии и дешевой эротики, предпочитая заменить ее "чем-то прекрасным". Тут можно сделать много циничных замечаний, в зависимости от испорченности читателя. Но с Ефремовым здесь не поспоришь, он приводит настолько неотразимые аргументы, что любой любитель порнографии может почувствовать себя неловко.
Читать эту книгу рекомендую всем, кроме толстых попов, социопатов и школьников.

Комментарии


ни убавить ни прибавить. Автор, браво. Комментарий восхитил. Я после прочтения книги так же чувствовала, видела то же, что и Вы. Только вот у меня проблема с выражением своих мыслей и чувств. Вы- смогли. )


Ой, спасибо!


Не надо напрягаться на телепатию. Это нормальное явление для всякого тонко чувствующего человека. А то, что "ненаучна", так когда науку составляют карьеристы и социопаты, трудно ждать результатов в такой деликатной сфере. Для ИАЕ экстрасенсорика - это была реальность, существование которой было ему ясно на основании его собственного опыта, прежде всего. А чего-чего, а опыта у него было предостаточно. Кабинетным учёным он никогда не был. Более того, именно этот момент является принципиальным для него онтологически, так что вне исключительных возможностей человека, вне парапсихологии ИАЕ нет. Ибо он не отрицатель-западник с непременным дуализмом, а диалектик и монист.


Не знаю, не знаю... по мне это чисто художественное фантастическое допущение. Он ведь добавил мистику в истории с некими артефактами в этой книге. Так и здесь.


Во всех его романах есть эта нота, она не случайна, а тщательно проговаривается и объясняется, особенно в ЧБ. Про это же он не раз пишет в переписке с разными людьми. Так что тут можно не соглашаться с ИАЕ, это дело личное, но факт его убеждений, выросших из практики его жизни, безусловен.


В "Часе быка" экстрасенсорные способности уместны и правдоподобны. там же люди будущего. Я могу допустить, что они достигли заоблачных высот. А вот что касается обычного советского гражданина...


Разве Гирин обычный гражданин? :)))


Ну, вырос-то он в обычных условиях 20 века, так что откуда бы взяться сверхспособностям?


Многое  у автора рецензии интересно, но слишком большой упор на т.н. феминисток. Честно говоря, к мыслям Ефремова, содержанию книги размышления рецензента по этому поводу не имеют отношения. Почему "феминисток" должны раздражать ум и талант Гирина, его уважительное отношение к женщине?!  Совсем не поняла Вас.


Потому что современные феминистки считают уважение мужчин оскорбительным


Мне кажется, не нужно обобщать на примере отдельных недалеких барышень:))