Больше рецензий

2 июля 2020 г. 06:51

349

3

С юнгианцами важно помнить, что они считают себя психологами, но ценность их труды представляют только если рассматривать их как философов. То есть, в то время как они пытаются рассматривать психику как некий волшебный параллельный мир, почему-то противопоставляемый физическому, психология-наука спокойно стоит на материализме и на том, что у всех явлений так или иначе есть вполне себе физические причины.

(Ей богу, почему у человечества такие проблемы с понятием абстракции?)

Итак. С точки зрения философии, юнгианский мир архетипов - это тот же древнегреческий мир идей Платона, только вид сбоку. При этом почему-то мы должны связываться с ним через бессознательное. То есть, архетипы с точки зрения этих ребят - это те же идеальные образы из древнегреческого идеализма. Если я правильно поняла, то на это в этой книге накладывается существования в этом пространстве архетипов чисел.

Зерно истины тут есть в том, что математики-то и правда не в курсе, придумали они математику или открыли. Вопрос философский, и вопрос без ответа. При желании предлагаю забить в поиск "was math invented or discovered" и послушать/почитать, это
и правда весело. Проблемы начинаются там, где одновременно с признанием чисел, как вообще-то прикольной и странной абстракции происходит попытка впихнуть это дело в юнгианский миропорядок, в котом числа пришли из этого мира архетипов, и пришли через бессознательное, и эти же числа управляют движением мира, и ей богу все это мистицизм, дела так не делаются.

В общем-то главное неприятное в этой книге -- что все сваливается в кучу, через это тяжело продираться. Было даже как-то сложно сказать, что я об этом всем думаю -- вроде много прикольных идей, а вроде и все плохо, потому что так перемешано.

Из хорошего - книга и правда дала повод задуматься о природе и философии статистики, и причинах научного ей доверия. Замечает очень прикольное противопоставления статистического анализа акту прорицания - так первое строится на как можно большем количестве экспериментов, а второе отталкивается именно от конкретного момента пространства-времени, и именно благодаря его единичности имеет значение. Дайте математику статистику с одним экспериментом, и он вполне вероятно даст Вам по голове бумагами; скажите прорицателю, что Вы гадали (т. е. раскладывали карты, бросали кубики и т. д.) на один и тот же вопрос уже 27 раз и совершенно ничего не понимаете, и получите по голове уже хрустальным шаром. В статистике увеличение количества эксперементов увеличивает точность. В гадании - растворяет смысл.

Тут на самом деле много прикольных штук - о подвижности-динамичности архетипа, об архетипе Самости как о единственной точке где сходиться дуальность-множественность (остальных архетипов, и вообще Вселенной), о числах в китайской философии (хотя по моему опыту доверять тому как европейцы интерпретируют восточную философию себе дороже), о ритме и натуральных числах, о том что способность считать бесконечно обычно приписывают или всезнающим богам Солнца, или самой Смерти... Но опять же, все это так плотно подано и друг с другом перемешано, и при этом намешано с мистицизмом (который, отдадим автору должное, считался тогда наукой), что читать тяжело.

В конечном итоге это лучше прочитать чем не прочитать, но это больше сборник идей, в которых интересно дальше по-разбираться, чем произведение с законченной и понятной идеей.