Больше рецензий

autumn_sweater

Эксперт

Mess with the best, die like the rest

4 июля 2020 г. 01:40

860

4

Люди слишком много и речисто говорят о любви. Книги, фильмы — всё этим полно. Но влюбленность и любовь — вещи разные. Влюбиться можно в человека, которого ты и не знаешь совсем, — это романтика, головокружение, глаза как звезды... И это все правда, Вик, это действительно так и бывает в жизни, как описывают. Но ты не можешь любить человека, пока не узнаешь его по-настоящему, не пройдешь вместе с ним через какие-то испытания, не разделишь с ним жизнь — и радость и печаль, тебе это нужно испробовать, испытать, чтобы найти любовь. Влюбленность не может длиться вечно, но взамен иногда приходит любовь.

Классный роман. Немного затянутый, на мой взгляд, но это когда читаешь в 32 года. В 20 лет я бы поставил максимум, не задумываясь. Прежде всего, нужно сказать, что это произведение, относящееся к движению "рассерженных молодых людей", в нем рассказывается о жизни обычного молодого парня в английской глубинке в 1950-е гг. В своё время я очень этим движением интересовался, читал всё подряд (Осборн, Уэйн, Брейн, Эмис, Силлитоу), что-то даже переводил. Про Стэна Барстоу ничего не слышал. Поэтому чрезвычайно благодарен журналу "Иностранная литература", в котором этот роман случайно обнаружил. Автор во многом писал о своей жизни — он тоже был чертёжником, отец у него, как и у главного героя, был шахтёром.

Кому-то может показаться, что книга только о любовных терзаниях 20-летнего Вика, который вот уже четыре года работает в конструкторском бюро и впервые влюбился. На самом же деле английские писатели того периода делали акцент на социальных противоречиях. С одной стороны - семья Вика, отец которого шахтер и лейборист. С другой стороны - семья Ингрид, это явный средний класс, представители которого придерживаются консервативных убеждений. И этот конфликт (в первую очередь с тёщей) очень напоминает противостояние в пьесе Джона Осборна "Оглянись во гневе", где главный герой также не может смириться с мещанством родственников со стороны жены. Симпатии автора, конечно, на стороне Вика, который, как и другие "рассерженные молодые люди", не стесняется в выражениях, критикуя то, что ему не по душе. Интересно, что Стэн Барстоу всё-таки не рисует чёрно-белыми красками: отец Ингрид - очень приятный и здравомыслящий.

Пожалуй, в этом романе лучше всего показано, как опасно пуританское воспитание молодёжи. Вик (21 год) стесняется купить презервативы в аптеке, Ингрид (19 лет) ему тоже не помощница. Конечно, беременность как крушение надежд на будущее и обязательный брак (вспоминается "Стоунер" и несчастный парень, женившийся на дочери профессора) сейчас не столь актуальны. Но и мои родители со мной на эту тему не говорили, а надо говорить, обязательно надо.

Для девушек тут может быть интересна психология поведения парней, которые то бегают за вами, то неожиданно охладевают (хотя тут особой загадки нет, но тем не менее - размышления парня расписаны детально).

Проблема выбора профессии, поиск любви, взаимопонимания - всё это тоже присутствует в романе. Вик не семи пядей во лбу, но на него производит впечатление начитанность людей, например Конроя (тот читал "Анну Каренину"), ему нравится классическая музыка, он тянется к прекрасному, в отличие от Ингрид, которая по примеру матери только и делает, что смотрит телевизор.

В целом, я бы сказал, что главному герою повезло. У него понимающая семья, любящая девушка, любимая работа, он получает нормальную зарплату. Его смятение и душевные терзания понятны, но неразрешимых серьёзных проблем у него всё-таки нет. А было бы ещё лучше, если бы ему хватило мозгов найти девушку, которая не только отлично выглядит, но и читает книги.

P.S. Есть экранизация, но не стал портить впечатление - актер в главной роли выглядит на все 40. Самое обидное, что этот роман - первая часть трилогии, другие два романа у нас не перевели.

— Это «По ком звонит колокол». Читали?
Господи, конечно нет, говорит она, где там читать книги. Она получает три еженедельных журнала, и даже на них из-за телика времени не хватает. Почему-то не люблю это слово — «телик». В воображении сразу возникают тучные невежды, которые кудахчут, словно куры, слушая остроты вроде тех, что печатают на цветных открытках, насчет толстопузых личностей, ночных горшков и тому подобного. Ну, вы знаете. Вот почему я верчу в руках книгу и молчу. Я всегда испытываю приятное ощущение просто оттого, что держу книгу, — кажется, что это что-то стоящее, непреходящее. Не то, что телевизор, который можно включить и выключить, повернув ручку, совсем как водопроводный кран. Жаль, думаю я, что она не любит читать: ведь это значит, что мы никогда не сможем обсуждать книги, которые мы оба прочли, или советовать друг другу, что прочесть.