Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

4 июля 2020 г. 15:52

3K

2 Работай и ни о чем не думай

Помню, смотрел в детстве один ситком "Гарри Снежный Человек", и там глава семейства решил написать романчик. Написал и показал редактору. Редактор раскритиковал его в пух и прах, но, чтобы утешить начинающего писателя, сказал: "Ну, мне понравилось, что у вас каждая глава нумеруется римскими цифрами".
Вот то же самое можно сказать и про вот это произведение Экзюпери.
Вообще произведение не закончено, а если оно не закончено, его не стоит и издавать. Хотя по мне оно ЯКОБЫ не закончено. На деле там в конце стоит какой-то осмысленный (с точки зрения автора, наверно) вывод, и тем более оно такое длинное и наполнено таким количеством самоповторов, что можно и не продолжать. Можно было даже и не начинать.
Я честно скажу, я ничего там не понял. Я понял только, что автор абсолютно повернут на религии. Просто забавная статистика
1. Слово "Господь" в разных падежах употребляется в тексте 306 раз!!!
2. Однокоренные слову "бог" слова вроде "божество", "божественный", "Боже" употребляются 119 раз!!!
3. Отдельно слово "Бог" употребляется 209 раз ,и это только навскидку.
4. Слово "милосердие" повторяется 15 раз. Ну, это мало
5. Слово "вера" - 15 раз.
6. Слово "молитва" - 71 раз.
Во французском издании 2017 г. вроде 417 страниц, значит, подобных слов, непосредственно относящихся к религии, по статистике около 3-4 на КАЖДУЮ страницу. Да, бывает так, что простая и незамысловатая статистика сразу отражает суть.
То есть, я склоняюсь к мнению, что данное "эссе" - это очередное нагромождение религиозной и псевдофилософской чуши, призванное сформировать некий такой литературный половой член, которым автор собирается изнасиловать ваш мозг.
Вся книга представляет из себя какие-то обрывки воспоминаний и рассуждения, главным образом, о боженьке.
Сразу, без раскачки автор ударяется в детские воспоминания, вспоминая своего отца. Отец его еще тот обладатель фимоза головного мозга. Это какой-то ходячий кладезь религиозных афоризмов. Можете себе представить - обычная семья, отец и сын. И отец изъясняется примерно таким образом:

Ты видел свадебный зал, когда ушли молодые и гости. Что, кроме беспорядка, открыл нам бледный утренний свет? Черепки разбитых кувшинов, сдвинутые с места столы, зола в очаге и пепел говорят, что люди здесь ели, пили и суетились. Но, глядя на послепраздничный беспорядок, что узнаешь ты о любви?

Если б мои родственники внезапно заговорили подобным образом, я бы решил, что они что-то приняли.
Как я понял, отец заставлял Экзюпери читать религиозные книги и думать. Но думать так, как думает он сам.
Вообще сложилось ощущение, что отец его повернут на исламе, потому что он постоянно нес околесицу о пустынях, караванах, воде, верблюдах. Однако я не нашел в биографии писателя подтверждение того, что его семья ударилась в ислам.

Раннее детство Экзюпери прошло в квартире на улице Пейра в Лионе, но в 1904 году, когда Антуану было 4 года, отец умер от внутримозгового кровоизлияния

Причине смерти его отца я не удивлен, но неужели он грузил своими религиозными бреднями сына, когда ему было 4? Или просто Антуан это все выдумал? Выдумал себе отца, который выглядит, как отшельник в пустыне, и говорит соответствующе? Какой-то бред...
В принципе, можно почитать рассуждения его выдуманного папаши и понять, о чем будет вся книга. В рассуждениях нет ни единого рационального смысла. Это просто набор слов, в которых нет ни логики, ни последовательности, ни начала, ни конца. Просто что-то такое... жизнеутверждающее. Что-то вроде "Ты особенный. Держи бога в своем сердце. Думай вот так-то и так-то, воображай себе то и это. и мир тоже как-то изменится".
Из тех высказываний автора, что имеют хоть какой-то смысл, можно выделить некоторые. Они как-то рандомно появляются на страницах, без всякой связи с предыдущими высказываниями.

Глубины сердца ведомы мне, и знаю: избавив вора от нищеты, я не избавлю его от желания воровать, и осуждаю беспокойство, толкающее вора на преступление.

По-моему, очевидно, что именно нищета толкает на воровство, именно среда, экономическая ситуация, общественные проблемы. Базис экономический. А Экзюпери думает, что люди воруют потому... ха-ха-ха! потому что хотят утолить какую-то жажду, вроде любопытства, ищут любви и света.

Неверы смеются над нами, предпочитая воздушным замкам реальные, осязаемые. Но радует только неосязаемое.

А чуть выше Экзюпери писал:

Я спасу того, кто полюбит существующее, потому что такую любовь возможно насытить.

Взаимоисключащие параграфы такие взаимоисключающие! Ну, конечно, доморощенные философы будут доказывать, что неосязаемое не равно несуществующее. Нет, в данном контексте притянуть за уши смысл к цитатам из Экзюпери не получится.
Далее Экзюпери вставляет в текст какие-то упоротые абстрактные притчи. К примеру, Экзюпери выдвинул такую очень спорную мысль, что если кто-то у власти, то в случае злоупотребления этой властью его не стоит с этого трона скидывать и превращать раба. И он придумывает некую абстрактную принцессу, которую опустили на самое дно и сделали прачкой (какое унижение!).

Я подозвал к себе принцессу.
"Я знаю, что ты царствовала. С сегодняшнего дня жизнь и смерть твоих товарок в твоей власти. Я возвращаю тебе трон. Царствуй".
Возвысившись над низким сбродом, она презрела воспоминания о перенесенных обидах. И прачки больше не злобились, потому что порядок был восстановлен. Теперь они восхищались благородством принцессы.

Вы понимаете, насколько это тупо, противоречиво, нелепо? Во-первых, сам же автор противоречит самому себе. Сначала говорит, что не стоит менять установленный порядок вещей, лишая людей их социального статуса, но сам же приводит пример как бы перевоспитания такого человека, который сначала опустился на дно, научился чему-то полезному и, вернувшись на свое высокое место, применил эти познания с пользой для себя. Но, во-вторых, автор тут же опровергает наличие такой возможности тем, что эта принцесса не будет мстить "низкому сброду" за обиды просто потому, что она аристократка и хорошо воспитана.
То есть автор верит в существование благородных аристократов, которые по праву рождения закономерно становятся духовно выше этих самых "низких людей".

Унижает тот, кто низок сам, -- говорил мне отец. -- И никогда не позволяй слугам судить хозяина.

Вот и все. Нужно ли что-то еще говорить?

-- И мне нужен порядок, -- говорил отец, -- но не ценой упрощения и скудости. Я не экономлю на времени. Узнав, что люди сделались толще, занимаясь амбарами вместо храмов и водосточными трубами вместо скрипок, я не обрадуюсь. Самодовольное скопидомство, даже если оно лучится счастьем, достойно только презрения. Какой человек процветает -- вот что меня заботит. Мне по душе человек, который не пожалеет времени на долгое омовение тишиной храма, на созерцание Млечного Пути, человек, который делает себя просторнее и упражняет сердце в любви безответной молитвой (если ответить, ты становишься только жаднее), тот, кто чуток к поэзии, -- о таком человеке я забочусь.

Очередные убогие рассуждения о том, что человеку нужно специально себя ограничивать, чтобы чувствовать себя лучше. Всегда работает в обществах с огромным социальным неравенством. Но на самом деле в жизни все проще - если ты голоден, ты не будешь тратить время на творчество и молитвы (Экзюпери считает, что это высшее проявление духовности, мы можем заменить это на чтение книг). Экзюпери отчаянно отбивается от само собой напрашивающегося вывода, что сначала человеку необходимо поработать, чтобы вырваться из нищеты и хотя бы не нуждаться в самом необходимом, а потом уже учиться и учить других.
Экзюпери выдумывает в своем небогатом воображении некие абстрактные города, населенные какими-то пустынными верунчиками, большая часть из которых неустанно трудится на тех, кто благороднее и чище их. И те. кто трудятся, этот "низкий сброд", уже должны быть довольны своим положением и внушать себе, что они тоже высокодуховные, приобщились к прекрасному. Вот и вся суть, которая прячется за псевдофилософскими высказываниями, которые Экзюпери наряжает в пафосные эпитеты и метафоры.

Я взращиваю любовь к царству, и благодаря ей все упорядочивается, на своем месте оказываются землепашец, пастух, жнец -- и над ними зиждитель, оплодотворяющий их любовью. Так укладываются в ряд камни, когда ты понуждаешь их служить славе Господа. Их порядок рожден любовью зодчего

Вот еще одно подтверждение любви Экзюпери к фашистскому порядку, основанному на вере в бога. Порядок - это когда все на своем месте. Ты бродяга и нищий? Значит, Боженька так устроил, от большой любви к тебе.

Служи жизни, и все упорядочится. Служить порядку -- значит сеять смерть. Порядок ради порядка -- это уродование жизни

Кто-то мог бы сказать, что эти слова противоречат написанному у Экзюпери выше, но эти слова и означают, что порядок уже установлен кем-то свыше - богом или правителем. А значит, зачем ему служить? Сиди на своем месте и делай свою работу. Это и называется у Экзюпери "служить жизни".

Тот, кто понадеялся в жизни на разум, а не на богатство сердца, и продумывает, как разумнее всего действовать, никогда не примется за дело: на его разумное решение предложат еще более разумное, он поразмыслит и найдет третье, еще умнее

Перевод: поменьше думайте. Все равно вы все тупые, и только боженька знает, как лучше. Вы живите сердцем и любовью к своему правителю/господину/сюзерену/начальнику.
И главное, еще так пишет цветасто, этот Антуан, что любая домохозяйка почтет за честь разместить это на своей стене в социальной сети! Но какой же убогий смысл скрывается за всеми этими призывами.

Работник будет работать и работать, а логик под давлением жизни будет менять и менять свою логику

Экзюпери, прекрати! Может, ты просто троллишь? Это просто какой-то позор.
Еще, кстати, довольно мерзкой формой словесной манипуляции являются рассуждения от первого лица. Все время "Я", "Я", "Я". Читатель читает и тоже ставит себя на место этого "Я". А под "Я" у Экзюпери подразумевается абстрактная личность, обладающая неким всемогуществом. Ну, своего рода боженька или его наместник на земле. "Я" у Экзюпери меняет формы правления, унижает и возвышает людей, делает социальные эксперименты. Глупый читатель будет воображать, что это он тоже может делать, и его настроение его будет улучшаться. И к высеру Экзюпери у него будет расти просто какое-то благоговение, только благодаря позитивным эмоциям.

Хорошо, возьмем, к примеру, мать семейства, она кормит детей, убирает дом, штопает белье, и вот ее избавили от ее обязанностей, без нее накормлены дети, вымыт дом, зашито белье. У нее освободилось время, его надо чем-то заполнить. Я даю ей послушать песню о детях, полную поэзии взращивания их и вскармливания, поэму домашнего очага, воспевающую значимость дома. Но она зевает, слушая ее, -- все это уже не ее дело.

А я вот возьму другую женщину, освобожу ей время и дам послушать песню или почитать книгу. И выяснится, что она далеко не тупа, она не будет зевать, она будет вникать в это и становиться лучше. Так не может быть? Экзюпери уже решил за всех домохозяек - тупые они ли нет? За всех "обывателей" и за весь пролетариат?

И я -- я настаиваю: для чеканщиков существует единственная культура -- культура самих чеканщиков, и состоит она в их каждодневных трудах, горестях, радостях, страданиях, опасениях, взлетах и тяготах их работы.

Ну, это же прямым текстом оправдание социального гнета, социального неравенства. Сидите и молитесь на свою работу!
Почему Экзюпери так боится, чтобы люди думали, применяли логику, оценивали и сравнивали? Может, потому, что тогда они не будут покупать его книги?

Мои тюремщики разбираются в людях лучше, чем геометры. Поручи им дело -- и убедишься. А если речь зашла, кому править царством, я подумаю еще, кому его поручить -- генералам или тюремщикам. Но уж, конечно, предпочту тюремщика геометру.

Убежден, Гитлер тоже говорил что-то подобное в задушевных беседах со своими приближенными. Половина будет сидеть, а половина охранять. И все мы полюбим друг друга, как обещает Экзюпери!
Кончает свой талмуд Экзюпери тем, что расточает комплименты боженьке. И это очень предсказуемо. Когда речь зашла в тупик, когда уже не знаешь, что сказать, просто скажи "Аминь", и неловкость исчезнет.
Данное "эссе" ничем не превосходит множество псевдоницшеанских околорелигиозных высеров. В то время, как человечество отчаянно нуждается в разумном распределении материальных благ, в образовании, в культуре, такие, как Экзюпери, предлагают вернуться к боженьке и к сельскому хозяйству, чтобы познать какие-то истины, но при этом оставить все, как есть.

Комментарии


Твой отзыв такой же длинный как его книга, предисловие было интересным.


Ты ничего не понял.....вот и все


Ну так разъясняй


В этом и проблема ..... либо ты понимаешь либо нет .... вот и все...


Нет. Мое непонимание - это не моя проблема. Это проблема автора. Хотелось бы, чтобы это правило выжгли каленым железом. Тогда бездарей в литературе будет поменьше.


....Не мне обращать внимание на глупого болтуна, упрекающего кедр за то, что он не пальма, и пальму за то, что она не кедр: книжное несварение тяготеет к хаосу. Для закоснелости, позабывшей о жизни, болтун прав: отвлечённо и кедр, и пальма одно и то же и одинаково превратятся в прах. Но жизнь не терпит смешения и борется с естественными склонностями. Из праха она созидает кедр.


Это еще что за галиматья Экзюпери-стайл? На меня такое не действует, я не верун.


Как малодушно можно просто
Про сложное "фигня" сказать
И не попасть на дивный остров,
Что книга может показать.