Больше рецензий

Alexander_Ryshow

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 июля 2020 г. 18:54

332

3 Книга о последней неделе жизни Иисуса на земле

Борг и Кроссан в этой книге подробно рассматривают последнюю неделю жизни на земле Иисуса Христа – событие за событием, день за днем, от понедельника до пасхального воскресения, этим определяется структура и названия разделов книги. Попутно рассматриваются основные эпизоды, образы, объясняются упоминающиеся реалии в свете ВЗ (смоковница, храм и т.д.). Отдельно рассматривается вечеря, пасхальная трапеза, гефсиманская молитва. В общем, это подробный комментарий на всю последнюю неделю земной жизни Иисуса.

Книга связана с книгой этих же авторов «Первое Рождество». Они даже планировали сначала назвать книгу о Рождестве «Первая неделя», чтобы она перекликалась с книгой «Последняя неделя», но отказались от этой идеи по совету издателя.

Как и в других книгах этих авторов, здесь много внимания уделено понятию Божьей справедливости и тому, как Иисус осуждает богатых, которым нет дела до бедных.

Говоря о жертвах, Борг и Кроссан утверждают: жертвы в древнем мире не подразумевали мотив искупления или замещения, а говорили о разделении общения с божеством. Совместная еда – очень древний способ выражения единства с соседом, ближним, гостем. Соответственно жертва Богу – это что-то вроде такой совместной трапезы (мое додумывание: этой идее больше всего соответствует мирная жертва, в целом же эту идею я не поддерживаю, она убирает из богословия идею искупления в смысле замещения виновного, который не может выпутаться из беды сам).

В этой книге Борг и Кроссан снова подвергают сомнению достоверность изложения евангелистами описываемых событий. Например, по их мнению, Иисус не мог назвать храм вертепом разбойников, так и не ставшим домом молитвы для народов, находясь при этом в огромном дворе язычников размером с несколько стадионов, устроенном Иродом. Они утверждают, что эти цитаты из пророков соединил Марк через сорок лет после Иисуса, когда храм узурпировали зилоты, враждебно настроенные к язычникам и римлянам.

Чем мне нравится эта книга: как и предыдущая, прочитанная мной у Борга и Кроссана, она посвящена разбору одной конкретной книги – Евангелия от Марка. Попутно хорошо показано своеобразие книги. Например, то, что Марк использует такой прием: вставляет одну историю в другую, образуя рамку или бутерброд. И для правильного толкования обеих историй их надо анализировать совместно, находя общие черты между ними. Скажем, эпизод с акцией в храме вставлен в рамку истории о смоковнице. У Матфея, кажется, эпизод со смоковницей показан без разделения на две части. Я категорически поддерживаю сам подход: разбирая текст, не спешить переходить к параллельным местам, а сначала подробно проанализировать его в рамках изучаемой книги. То сужая, то раздвигая фокус и границы контекста.

Одна из главных идей книги состоит в следующем. Недостаточно понимать смерть Иисуса лишь как средство искупления каждого человека на личном уровне. Иисус также принес царство. Ненасильственным путем. Это царство противостоит политическим системам Его и нашего времени, а именно имеет антиимперский характер. В нескольких местах книги авторы говорят об имперском характере современной Америки, уделяя особое внимание политическому аспекту того, что сделал Христос. Борг и Кроссан приглашают читателя присоединиться к одной из двух процессий, входивших в Иерусалим в страстную неделю: к процессии Иисуса, воцаряющегося ненасильственным путем, либо к процессии Пилата, состоящей из вооруженных римлян. 6/10. Аудиоотклик на книгу выложил на старом месте.