Больше рецензий

MarQue

Эксперт

Королева фэнтези и Кока-Колы

9 июля 2020 г. 15:56

859

2.5 Спойлер

“Украденные Нами Звезды” - это ретеллинг книги «Доводы рассудка» в космическом антураже. Разумеется, произведение Алексы Донн заинтересовало меня, ведь ретеллингов по произведениям Джейн Остен довольно мало, и то в основном это переиначивания «Гордости и предубеждения» . Интерес представляет и личность автора, ведь Алекса Донн ведет собственный, довольно успешный, видеоблог о книгах и писательстве.
Принцесса Леони (Лео) будучи юной девой шестнадцати лет согласилась выйти замуж за своего парня Эллиота, одного из слуг на корабле. Отец и тетя были против, и поэтому спустя двенадцать часов помолвка была расторгнута, а сам Эллиот уехал. Спустя энное количество лет, семья Лео стоит на краю финансового краха, а посему на корабле устраивается некое подобие шоу “Холостяк”, где все незамужние девушки и юноши должны выбрать себе спутников жизни. На сей ивент, разумеется, приезжает и Эллиот, который умудрился стать капитаном.
Основа сюжета у произведений г-жи Остен и г-жи Донн одинакова: богатая девушка когда-то отказалась выйти замуж за своего возлюбленного, из-за отцовского запрета. Теперь ее семья на грани разорения, а вот возлюбленный, напротив, добился звания и почета. И они встретились вновь.
Одной из главных проблем при написании ретелинга является подгон уже написанной истории под реалии придуманного автором книжного мира, будь это фэнтези, фантастика или современность. Надо или избавлятся от ненужных деталей, или перекроить их, если есть такая возможность, ведь история должна остаться узнаваемой. Так, например, в фильме “История Золушки” героиня Хиллари Дафф работает официанткой, а вместо туфельки теряет мобильный телефон. Так как, это современность (по меркам нулевых, конечно), закономерно, что событий отктовенно-магических в фильме не происходит, тем не менее, зритель понимает, что ему показывают именно историю про Золушку. Все потому что эта сказка обладает гибкой концепцией. “Доводы Рассудка” тоже, как ни странно, обладает гибкой концепцией, ведь неспособность влюбленных быть вместе из-за родительского и общественного неодобрения — тема, которая будет актуальна всегда.
Я не знаю, сколько именно г-жа Донн позаимствовала из оригинального романа в плане событий (ибо, каюсь, не читала и даже с кратким содержанием не ознакомилась), но она явно позаимствовала много из эпохи, в которой происходят его (оригинального романа) действия. Но проблема в том, что нормы поведения и взгляды на жизнь людей девятнадцатого века в корне отличаются от современных, а уж в период космических путешествий, как в “Украденных Нами Звездах”, и вовсе будут считаться отсталыми. С чего автор решила, что люди, освоив космос, так деградируют?

Все завершится тем, что вы примете самое важное решение в своей жизни: за кого выйти замуж.

Женщины все еще считаются существами, что пригодны исключительно для замужества. Выйти замуж надо исключительно до двадцати пяти, ибо потом ты считаешься старой девой. При этом, кораблем владеет тетя главной героиня, у которой есть ребенок, нет мужа, но никто на нее косо не смотрит. Раз Алекса Донн решила сесть на этот патриархальный велосипед, то пусть крутит педали до конца. Также мне показалось странным, что люди все еще цепляются за национальность, хотя Земля давным-давно замерзла. Причем национальность здесь строится на стереотипах: все шведы любят группу "АББА", а русские пьют водку вместо молока матери. Интересный факт, герои довольно часто напивались, но меньше всех это делала русская героиня Евгения Орлова.
Причиной, по которой Энн Эллиот и Уентворт не могли пожениться, было то, что у Энн был титул, который отсутствовал у Уентворта. У людей с титулом в то время было намного больше прав, чем у представителей буржуазии. И неважно, были ли титулованные дворяне бедны, как церковные мыши, все равно отношение к ним было уважительным. В "Украденных Нами Звездах" тоже указывают на классовое неравенство между Лео и Эллиотом, как на главную причину разрыва. Однако, Лео сама говорила, что титул принцессы скорее для красного словца добавлен и особой роли не играет. Да и вообще, каким образом люди вернулись к буржуазно-аристократической системе, и как было принято решение кому быть дворянином, кому — нет? При этом непонятно, а есть ли разница в правах между местными "монархами" и всеми остальными, и в чем состоит их функция? У них картофельные плантации на Марсе больше, чем у всех остальных? Или вид на кольца Сатурна с дачи на Уране лучше?
Зачем вообще Алекса Донн запихнула своих героев в космос, если она ничего не собиралась с этим делать? Причем образ мышления ее героев даже по меркам нашей современности является отсталым. Можно было придумать любую другую причину, почему Эллиот и Лео не могли быть вместе. Вроде бы, теме классового неравенства должно быть уделено не мало времени, ведь за кадром маячат намеки на восстание пролетариата, но г-жа Донн забывает об этом, когда это перестает быть важным для отношений главной парочки.
Основной акцент истории на отношениях между главными героями. Но я не верю, что эти двое вообще когда-то были влюбленны друг в друга. В книге нет флэшбеков или обсуждений отношений. Мы не знаем их прошлое, у нас есть только настоящее, которое представляет собой весьма мерзкую картину. Герои постоянно скандалят и пытаются сделать друг другу больно. Дайте мне хоть какой-то мало-мальский весомый аргумент, почему эти двое являются истинной любовью друг друга, Алекса Донн! Если постоянные пьянки Лео еще можно как-то понять, то свинское поведение Эллиота я ничем не могу оправдать.
Эллиот Уентуорт из книги "Украденные Нами Звезды" за авторством Алексы Донн официально выигрывает титул "Худшего Книжного Бойфренда 2020" (по моему мнению), забирая корону у победителя прошлого года Кардана Гринбраира. Аплодисменты, дамы и господа! Желая отомстить своей бывшей девушке за расторгнутую помолвку, Эллиот сперва ухаживал за ее младшей сестрой, а потом, когда та его отшила, переключился на ее кузину! Когда и с кузиной не срослось, он решил украсть единственное, что осталось у Лео и Карины от их покойной матери, и все это, чтобы ранить девушку, которую он, по его же словам, все еще любит. Просто мечта, а не мужчина! Мы даже не знаем, вернул ли он украденное в конце!
Так как автор не рассказывает как именно произошло расставание, симпатизировать Эллиоту не выходит. Конечно, флирт с сестрой, а затем с кузиной своей бывшей — это не очень хорошо, но кража единственной памяти о матери — вот это воистину скотский поступок. При чем, Эллиот совершил это, когда якобы понял, что не хочет больше причинять Лео боль. Да и сама Лео не питает особо светлых чувств к нынешнему Эллиоту, она скорее влюблена в память о нем. Еще раз спрашиваю, почему я должна болеть за их воссоединение?
Конечно же, наш герой-любовник должен искупить свою вину, ведь он все осознал, но только когда дама сердца объявила о своей помолвке с другим (естественно). Поэтому он мужественно кинулся спасать ее из бассейна, куда ее скинул главный злодей. Я даже не хочу говорить о том, что это очень дешевый ход, так еще и произошел он в последней главе перед эпилогом. Тот факт, что Эллиот ее спас уже должен заставить читателя и Лео его простить, и неважно, что тот даже не извинился за свое отвратительное поведение, а последняя вообще-то помолвлена с другим, который является единственным адекватным персонажем. И знаете, будь я на месте главной героини, я бы выбрала дружбу и партнерство с Дэниелом (женихом), а не страстную любовь с Эллиотом, состоящую сплошь из слез и скандалов. Наверное, г-жа Донн знала, что Дэниел больше понравится читателям, потому что парень действительно потрясающий: не хамит, не истерит, поддерживает Лео в ее желании запотентовать ее изобретение, да и в принципе уважает ее. Поэтому Донн сделала его асексуальным аромантиком, чтобы неповадно было.
Из всего произведения понятно, что Донн хотела написать именно историю о воссоединении влюбленных, и в этом нет ничего плохого. Но зачем тогда надо было добавлять тему с голодом, недостатком питьевой воды, космического Робина Гуда с темой кражи у богатых для передачи бедным, и линию с убийством матери главной героини? Последнее, кстати, вызвало больше всего вопросов, так как пол-книги я даже не знала, что смерть матери была результатом убийства. Было сказано, что она просто умерла и все. При этом личность убийцы и сам факт убийства раскрываются в последней, мать его, главе, это же уму непостижимо! А в эпилоге все хорошо и прекрасно, словно всего вышеперечисленного вообще не было. Никто бы не убил Алексу Донн, если бы она просто написала романчик про любовь, но она решила добавить остросоциальные проблемы, которые так и не были решены, а посему произведение кажется незаконченным.