Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

14 июля 2020 г. 23:45

925

4 Отравленное дитя

Когда в человеке нет детскости - это страшно. Когда во взрослом страшно, а что говорить о ребенке, отстранившемся от шалостливости и беззаботности, ударившемся в рациональность и рассудочность... И пусть причины даже не в нем самом, а в окружающих - отсутствии родительского внимания, жестокой вредности сестер и предоставленности самому себе - нецелостны ведь сами дети. И с ними такими неуютно, дискомфортно, от них хочется отодвинуться и уйти...

Флавия де Люс - именно такая девочка, ребенок только в неопытности, а во всем остальном избравшая путь зрелой повидавшей жизнь дамы, нашедшей отдушину в химии и раскрытии преступлений, но потерявшей себя одиннадцатилетнюю в мире непринятия и нелюбви. Бывают дети умные не по годам, но сохранившие детскую душу, которым хочешь не хочешь а проникаешься симпатией и даже будучи взрослым желаешь оказаться похожим в необычности, с этой же девочкой не хочется встречаться в принципе, разве что на психотерапевтических сессиях, если бы она поняла и необходимость помощи и захотела бы ее.

орняк, обвивший сумку палача" - вторая история цикла о детективных приключениях Флавии: интересная по двум параметрам - расследование убийства и вопрос "что еще нахимичит" (и в прямом, и в переносном смыслах) девочка; семейная же ситуация не меняется - отец совсем не озабочен личностью дочери, сестры продолжают изводить ее психологическим насилием, а сама малышка все глубже погружается в отстраненность от собственного детства - к сожалению, проблемность контекста совсем не проявляется в формулировках автора, а выступает фоном жизни героини. В этот раз Флавия знакомится все так же около родового поместья (Бермудский треугольник убийств) с парой кукольников, после появления которой начинает раскручиваться клубок давней тайны - самоповешения сынишки местного викария. Без любопытства и знаний маленькой де Люс никто и не стал бы копаться в давно поросшей мхом истории даже после убийства, случившегося в ее дни, но Флавия не была собой, если бы не предпочла раскрытие преступления пребыванию со своей далеко не самой приятной семейкой - отсутствие своего места гонит из дома, как говорится.

Химические опыты девочки и расследование ею произошедших событий - наверное, единственное, что есть привлекательного в книге и даже книгах о ней. Семейная трагедия, выражающаяся не только в смерти матери, когда Флавия была совсем малюткой, но и теперешнем для нее состоянии дел, требует срочного решения ("на когда надо? - на вчера"), но в авторском изложении выступает исключительно историей, происходящей где-то на задворках того, чем живет девочка, которой не только конца-края не видно, а и никто не замечает, что она болезненна. Неприятно, противоестественно и аморально отодвигать на задний план, будто это вовсе не самое важное, то, что калечит и отравляет героиню, выдвигая в авангард ее уникальность и вундеркиндность*...

картинка Sandriya

Комментарии


Почему вдруг Флавия - лишенная детскости? )) По-моему, наоборот - совершенно обычный ребенок, соответствующий своему возрасту, со всеми интересами и реакциями, свойственными обычному ребенку. Ну разве что играет не в куклы, а с химическими реактивами. Ну и что?))


На твой взгляд так, на мой - иначе: очень сухая, не позволяющая себе нырнуть в чувства, излишне мыслящая... перекос в сознании с диссоциацией от ранимой, чувственной и поглощающей мир не умом (взрослые), а чем-то интуитивного рода (дети) части личности:)


Чудеса. )) Если бы Флавия была сухая, не позволяющая себе чувств - она бы не давала имени своему велосипеду, не кидалась бы с головой в любимую химию, не стремилась бы поучаствовать во всем происходящем. Ее бы тогда не задевали так издевательства сестер. Для нее и расследования - наполовину интересная игра, наполовину воображаемая реальность, как в книгах и фильмах.


"Чудеса" - это то, насколько слепо большинство людей, и какие помои приходится из-за этого агрессивного невежества расхлебывать их потомкам... "Ребенок не впал в кататонический ступор или ребенка не насиловали" - совсем не значит, что он здоров психологически и развивается в соответствии с этапами верно, и не подвергался травматизации.

Отсутствия всех чувств и эмоций не бывает априори, поэтому сухость никак не может подразумевать, что Флавия никак бы не реагировала и никак не проявляла бы особенности своего возраста.

Для ребенка 11 лет она абсолютно не расслаблена, не беззаботна, не непосредственна.
Интерес к химии и преступлениям со всем в них углублением - побег от реальности: и отдельное крыло, и занятость - "я не с семьей потому что сама туда ушла, а не потому, что не нужна ей" и "химия меня не обидит в отличие от семьи".

Флавия ищет внимания при помощи всего своего поведения, а внимание=любовь и принятие. Девочка желает оказаться нужной, поэтому постоянно вытворяет что-то, на что, как она знает, обратит внимание семья - надеясь, что, может, со 100500й попытки они наконец ей докажут, что она любима такой, какая есть.

Весь ее протест (поступки, интересы) вырос из того, что ее не приняли ранее безусловно-эта часть личности отщепилась*, но осталась, естественно, внутри,напоминая о себе импульсами-проявления ребенка переориентировались на то, чтобы спасти эту часть и возродить себя (эксцентрика Флавии), и одновременно уберечься от повторения стыда за непринятие значимой семьей себя (не чувства, а рассудок, не слезы, а сдерживание, не детская легкость и непосредственность, а взрослое понимание причин-следствий и избегание рискованых для ретравматизации приближений ко всему, что есть в ней детского).

Для конструктивного диалога прошу изучить вопрос - не хочу тратить время на "неблагодарную публику":))