Больше рецензий

Diddlina

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 марта 2012 г. 00:45

892

4

Говорят, что от смешанных браков рождаются самые красивые дети.

В глазах еврейского народа есть какая-то вселенская грусть. Я так люблю это словосочетание - «вселенская грусть». Потому что никак больше нельзя описать это явление. Не просто грусть, а вселенская грусть; не просто радость, а радость, разрывающая живот; не просто свадьба, а громоподобные пляски и пожары, пожары, пожары в усталых и счастливых лицах…

Вы, наверное, думаете, к чему я это всё и в чём, собственно, смешанность? Дело в том, что господин Бабель, рассказывая нам историю о жизни и приключениях одесских бандитов начала ХХ века, очень мастерски варит хамин обеими руками – правой вливает литр еврейского тусклого серебрянного блеска и воска ритуальных свечей, а левой сыпет горстями русского лихачества, «белой» гордости, краснеющих от блеска фуражек усов. И не приходите, мой дорогой, ко мне за наследством, если ви с этим не согласны.

Хотя что я тут говорю! Лихачи из молдаванских еврейчиков ещё те. Это уже не культурный суп получается, а винегрет, потому что раличить, как в главном герое книги - Бене Крике, - так и в принципе в самом Бабеле, где русское, украинское, еврейское, одесское, советское и проч. и проч. ну совершенно невозможно. Это как раз тот плавильный котёл, о котором так часто вспоминают в связи с Америкой. Бабель создал красивого ребёнка из двух совершенно разных культур, поместив его в совершенно разбойничьи условия уголовной, но до чёртиков милой Одессы начала прошлого века. Века перемен.

Но что получается. В образе бабельских одесситов есть какой-то подвох. Невольно думается порой: «Ну не набросится еврей с бандой на похоронную процессию! Ну не выдвинет крупному почётному гражданину требование положить 20 000 рублей под ближайшим деревом! Ну не станет он размахивать браунингом, грабя контору!». Но, знаете, в ответ где-то в мозгу звучит: «Не, ну может и станет… Но сделает это исключительно красиво! И извинится».

Комментарии


Но знаешь, чего он не станет делать? Танцевать на Привозе ча-ча-ча)


Да, такие вещи вытворяют только особо одарённые творческие личности с недюжинным запасом себялюбия и несмущённости!


Сама такая! Это же не моя идея была)


Не пались!


Говорят, что от смешанных браков рождаются самые красивые дети.

Понравилось). Пожалуй, одессит - это и есть определение национальности)). Слишком все перемешалось в славном городе, чтобы можно было выделить национальную черту отдельно взятого человека)


Вы правы. Одесса - это как автономия в пределах итак запутанной страны, где никогда ничего не понятно. Она такой была и она такой остаётся. Единственная. Самая запутанная и самая солнечная. И даже бандиты там почему-то милые.


Ох, видел я тех бандитов. Они уже давно не милые. А в остальном - да.


Напиши об этом книгу, а? ;)


"Одесские рассказы" не только об одесских бандитах, даже совсем не только. Беня Крик лишь один из главных героев. Часть рассказов есть автобиографические зарисовки из детства Бабеля, в которых отражаются еврейские погромы, квоты на обучение, голод, захлестнувший страну после гражданской войны.


Да, Вы правы, и это, скорее всего, самое ценное в них. Хотя, учитывая туманность личности Исаака Эммануиловича, никогда не знаешь, где он пишет о себе, а где - о чём-то увиденном, правда? :)


Я к тому, что в "Одесских рассказах" биндюжники не основные. Ими Бабель начинает, ими заканчивает, а в середине жизнь евреев в черте оседлости...Я потому и написала, что зарисовки, - в них легко соединяются факты из собственной биографии с увиденным и услышанным.


Хм, правда интересный (в том числе стилистический) анализ.


Как-то так) И да, я там оговорилась: не "биндюжники", конечно (это-таки профессия), а бандиты.


Обожаю "Одесские рассказы", настолько они колоритны! Вам мой плюс :)


Да и основаны они на жутко колоритной культуре ;) Спасибо!