Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июля 2020 г. 21:13

4K

4 О совокупной силе надежды и отчаяния

События разворачиваются в испанском городе Толедо в начале XIX века. Перед нами свидетельство очевидца, от которого кровь леденеет в жилах. Эту страшную историю поведал узник, приговорённый испанской инквизицией.

Иногда говорят, что лучше ужасный конец, чем неопределённый ужас без конца. Выражение, конечно, спорное, но именно его, казалось, решили проверить инквизиторы, избрав для теста одну из своих жертв. Герой после суда, где должна была решиться его судьба, обнаруживает себя в окружении молчаливой темноты, полной скрытых угроз.

В том, что я обречён уничтожению, и уничтожению особенно безжалостному, я не мог сомневаться, зная нрав своих судей. Лишь мысль о способе и часе донимала и сводила меня с ума.

На милосердие, а тем более спасение, он не рассчитывает, но всё же в глубине его души, должно быть, тлеет искра надежды. Надеяться, даже когда объективные причины нисколько к этому не располагают, заложено в человеческой природе.
Итак, узник решает обойти свою темницу и оценить ситуацию. Провести своего рода рекогносцировку на местности.
Ему повезло, хотя это слово в данном контексте так же уместно, как пуховик в жаркий солнечный день. Пленник вовремя обнаружил отверстие, которое, свались он в него, привело бы на дно глубокого колодца.
Как можно догадаться из названия, другим объектом, грозящим герою смертельной опасностью, окажется маятник с острым лезвием на конце. Наблюдая за ускоряющимися движениями маятника, он вскоре утратит ощущение времени.

В качестве иллюстрации – рисунок из графической версии рассказа
картинка nika_8
И это ещё не всё, что задумали дьявольски хитроумные инквизиторы для своей жертвы. Вскоре выяснится, что в темнице весьма своеобразный термоконтроль, словно у кого-то из инквизиторов под рукой находится переключатель температур...
Оказавшись между Сциллой и Харибдой, герой, казалось, обречён. Однако отчаянная борьба за существование принесёт свои плоды. Не сдавшись морально и физически, он дождётся избавления.

От надежды дрожал я каждой жилкой, от надежды обрывалось у меня все внутри. О, надежда, — победительница скорбей, — это она нашептывает слова утешенья обреченным даже в темницах инквизиции.

Если приговорившие героя судьи ожидали, что он поддастся искусу прекратить разом свои муки, то они просчитались.
Думаю, что упомянутые детали нельзя считать спойлером, так как сам факт рассказа из первых рук свидетельствует о том, что герою, несмотря ни на что, удастся выбраться из лап инквизиции.

На какие мысли навёл меня этот небольшой по объёму и интенсивный по эмоциям рассказ Эдгара По? Маятник, отсчитывающий удары, можно рассматривать как аллегорию времени, отпущенного людям. Все мы в некотором роде, как и герой, находимся под таким маятником, который с каждым очередным взмахом приближает финал. Скорость маятника неоднородна, она может ускоряться тогда, когда этого совсем не хочется.
Весь ужас в том, что герой, пребывая в полном одиночестве, вынужден считать взмахи маятника, постоянно следить за ним. Так и жизнь, если она не наполнена красками и разделёнными с другими переживаниями, может на определённом этапе превратиться в унылое бесконечное ожидание.
Непосредственный финал истории также иносказателен.

Огненные стены отступили! Кто-то схватил меня за руку, когда я, теряя сознанье, уже падал в пропасть.
спойлер
В самый последний момент героя спасает французский генерал, вовремя вступивший в Толедо со своими солдатами. Речь идёт о вторжении Наполеона в Испанию.
свернуть

Спасение приходит в лице другого человека. То есть «человеку нужен человек», как бы банально это ни звучало.
Литература, музыка, живопись, архитектура могут подарить несказанное эстетическое наслаждение, но всё же не могут сравниться с тем счастьем, которое дарит общение с дорогими нам людьми. Конечно, это разные категории и подобные сравнения некорректны, но именно такая мысль пришла мне в голову после прочтения пассажа, поставившего жирную точку в этой мрачной истории.

Напоследок посмотрим на некоторые рисунки из вышеупомянутой графической версии рассказа, которая, к слову, меня совсем не впечатлила.

.................................................................................................................................................................
Непропорционально длинный историко-саркастический постскриптум (на случай, если кто-то дочитал до этого места)

Условный любитель истории, придерживающийся католического вероисповедания, вероятно, остался бы недоволен прочитанным. Не исключено, что он бы даже предположил, что Эдгар По намеренно выставил испанскую инквизицию в крайне негативном свете. Мол, инквизиторы представлены садистами, а французские войска принесли на штыках избавление несчастным узникам совести. Кстати, мы и вправду не знаем, в чём же обвиняли героя «Колодца и маятника».
Здесь наш вымышленный читатель мог бы сослаться на то, что на рубеже XVIII-XIX веков жертвами инквизиции стало ничтожно малое количество людей, тогда как наполеоновское вторжение, якобы несущее с собой «прогрессивные» идеи, привело к большому числу убитых среди ни в чём не повинных испанских мужчин, женщин и детей.
Вы могли бы мне возразить, что, представив себя на месте такого читателя, я взяла на себя роль адвоката дьявола. Однако в пользу такого прочтения есть достаточно убедительных аргументов. Пересмотр взглядов на инквизицию связан в первую очередь с изучением сохранившихся архивных данных касательно расследуемых ею дел.
Исследователи сегодня могут располагать обширной статистикой, где, благодаря работе секретарей, подробно зафиксированы методы испанских инквизиторов и количество вынесенных ими приговоров.
Трибуналы испанской инквизиции довольно несправедливо стали популярным символом агрессивного подавления свободы совести.
Инквизиция в своей борьбе с разными видами ереси действительно поощряла доносы и стремилась следить за частной жизнью людей, но не всегда была в этом успешна. В реальности она просто не обладала инструментами для тотального контроля. При этом следователи-инквизиторы, как свидетельствуют источники, минимизировали применение пыток и не любили выносить смертные приговоры, так как это означало, что они не справились со своей ключевой задачей - «вернуть душу человека Богу». За несколько веков инквизиция обросла мифами и страшилками, некоторые из которых имеют к реальности весьма отдалённое отношение. Многие современные историки справедливо делают акцент на непросвещённых временах, когда жестокость была присуща всем сторонам, независимо от конфессии или происхождения. Вопреки приписываемой им нетолерантности, трибуналы инквизиции не отличались по степени жестокости от, к примеру, английских или французских судов. Статистика, дама довольно легкомысленная, показывает, что в других европейских странах было казнено большее число так называемых еретиков и пытки тамошние дознаватели применяли охотнее, чем представители инквизиции. Занятный факт касается преследования ведьм в Европе в раннее Новое время. Согласно некоторым историкам, инквизиция в Испании проявляла в этом отношении редкую терпимость, если сравнивать с тем, что происходило в других местах.

Предположим, вы живёте в одном из германских княжеств в конце XVI века… И вот вы решили податься в ведьмы (мало ли, как жизнь может сложиться) и посетить ежегодный шабаш. В таком случае, на основе современного сравнительного статистического анализа, вам можно порекомендовать немедля собрать всё необходимое и отправиться в Испанию. Там находите ближайший офис священной инквизиции и просите убежища. Если это удалось, считайте, что у вас есть неплохие шансы сохранить жизнь (в крайнем случае можете рассказать, как «проклятые» еретики пытались вас заставить отречься от католицизма). В Германии эти шансы приближаются к нулю. Правда, есть риск, что современные исследователи в своём пристрастии к ревизионистскому подходу и переосмыслению могли исказить историю и неадекватно охарактеризовать деятельность испанской инквизиции. Тогда не обессудьте...

Основы «чёрной» легенды про испанскую инквизицию заложились ещё в XVI веке, в основном стараниями голландских протестантов, имевших, совершенно оправданно, множество претензий к испанской короне. Ну и англичане с французами внесли свой вклад в информационную войну.
О сложившихся вокруг инквизиции мифах можно послушать здесь. Познавательная, хотя и несколько однобокая передача.
При этом тот факт, что другие лютовали не меньше, а нередко даже сильнее (достаточно вспомнить религиозные преследования при Генрихе VIII Английском), не нивелирует тысячи поломанных инквизицией судеб.
Добавлю, что хотя ужасы, приписываемые инквизиции коллективным историческим сознанием, часто нещадно преувеличены, у меня не возникло проблем с восприятием рассказа, который очевидно не несёт никакой исторической нагрузки.

Комментарии


Не читала, но по твоему описанию интересная и страшная история.
А мне по-своему понравились картинки, если не придираться) С ними интереснее знакомиться с рассказом.

Там находите ближайший офис священной инквизиции и просите убежища.

Ахаха, главное, добраться до Испании)))

О сложившихся вокруг инквизиции мифах можно послушать здесь.

Послушаю. А однобокость как бы из названия выходит (Миф испанской инквизиции), нет?
Ника, спасибо за рецензию! Было интересно))


Ахаха, главное, добраться до Испании)))

Главное, найти там офис инквизиции)))

А однобокость как бы из названия выходит (Миф испанской инквизиции), нет?

В принципе, да. Предсказуемо, что события будут преподнесены в определённом ключе... То есть как бы нам открывают некоторые части мозаики, но не весь рисунок. Но это нормально)
Мне понравились рассуждения спикера в самом конце. Он говорит о причинах живучести исторических мифов и баек и о том, что не нужно пытаться замаскировать неприятные стороны наших современных обществ, проецируя их на далёкое прошлое. Разумно и актуально, на мой взгляд...

Кристина, спасибо тебе большое за внимание и интерес!)


Мне понравились рассуждения спикера в самом конце.

Досмотрела) И даже почти все поняла, что говорят (по смыслу, если не в деталях). Мне ещё запомнился момент, где один приглашённый говорит, что он лично не любит Филиппа 2, но испанский король ничем не хуже Генриха 8. Ты тоже об этом упоминаешь

достаточно вспомнить религиозные преследования при Генрихе VIII Английском

но испанский король ничем не хуже Генриха 8.

Да, Генрих Тюдор в некотором роде отличился... даже по сравнению с его поздним современником Иваном Грозным.
Кристина, надеюсь, передача тебя не разочаровала) Спасибо ещё раз за внимание!


Да, Генрих Тюдор в некотором роде отличился... даже по сравнению с его поздним современником Иваном Грозным.

Ты про то, что Генрих жён казнил?


Да, это тоже... Но, возможно, я погорячилась в своём сравнении с Иваном Грозным)
Я ещё подумала о том, что Генрих VIII, если верить многим свидетельствам, почти никогда не сомневался в своих решениях, уверовал в то, что он представитель Бога и его воля, неважно насколько непостоянная, должна быть законом для всех... Его поступки свидетельствуют в пользу этой версии, но точно, о чём король думал, мы, конечно, знать не можем. Версии могут быть разные.


Спасибо, Ника. Люблю твои исторические экскурсы.
Тебя бы, пожалуй, инквизиция тоже сожгла. Слишком вумная :)
А Германия, да, негостеприимна к нечисти. В 16 веке - ведьмы, в тридцатых годах 20 века - евреи...


Тебе спасибо, Женя! Рада, если интересно)

Тебя бы, пожалуй, инквизиция тоже сожгла.

Вероятность такого развития событий была бы высока... Но не будем делать ставки))

В 16 веке - ведьмы, в тридцатых годах 20 века - евреи

Раз уж ты не возражаешь против моих исторических экскурсов, сделаю маленькую ремарку.
Насколько мне известно, первой целью инквизиции в Испании была проверка так называемых обращённых христиан - евреев, которые приняли католицизм, вынужденно или добровольно. Собственно, во многом для этого инквизиция и была создана... В результате возглавляемой инквизицией борьбы за чистоту "истинной" веры был издан указ о том, что "евреи, проживающие на территориях испанской короны должны в установленный срок либо принять католицизм, либо отправиться в изгнание". Понятно, что для менталитета того времени это было вполне объяснимо, но, по всей видимости, было немало испанцев, которые не одобряли влияние инквизиции на католических монархов (Фердинанда и Изабеллу) в целом и изданный закон в частности.
Словом, если инквизиция и была оболгана разными авторами, тёмных страниц в её истории много...


был издан указ о том

Угу. С тех пор испанский 1492 год в мире известен, как год первого плавания Колумба, а в Израиле он называется годом Изгнания Евреев. Кстати, основное влияние на решение монархов в пользу разрешения этой сомнительной экспедиции оказал какой-то их советник как раз из выкрестов


Ну, если верить некоторым авторам, например, Henry Kamen - Spanish Inquisition: A Historical Revision , то в изгнание отправились далеко не все, многие перекрестились и остались в Испании... было немало тех, кто выбрав ссылку, вынуждены были вернуться на старое место, и вроде как многим из вернувшихся возвратили их имущество (по крайней мере, частично).

оказал какой-то их советник как раз из выкрестов

Торквемада?..


, то в изгнание отправились далеко не все, многие перекрестились и остались в Испании...

В этом и есть весь фокус. В языке Иврит (и в сознании его носителей) нет разделения на национальность и вероисповедание. Возможно, это связано с тем, что евреи были неотделимы от религии. Не знаю. И то, и другое называется "иудей". Поэтому, с этой точки зрения, ВСЕ евреи отправились в изгнание

Торквемада?..

:))


В языке Иврит (и в сознании его носителей) нет разделения на национальность и вероисповедание.

Да, я слышала об отсутствии разделения, правда не знала, что это напрямую отражено в языке. Получается, что еврей-атеист будет тоже называться иудеем на иврите...
А в прошлом, наверное, самоидентификация по религиозному признаку была довольно распространённым делом. Собственно, возникновение национальных государств часто было связано с установлением, или попыткой установления религиозного единства среди населения.
И некорректно говорить об испанцах во времена Фердинанда и Изабеллы, тогда были кастильцы, арагонцы, жители Андалусии и т.д. Отсюда стремление монархов объединить всех под эгидой единой церкви. Не хочу сказать, что это как-то оправдывает их политику, но по крайней мере они, как им казалось, преследовали благие цели, пытаясь избежать внутренних смут...


Да, часто религия используется в политических играх и преследует политические цели. Хорошо это плохо, не знаю. Учитывая какими ревностными католиками были Ф и И, их желание объединиться действительно могло было быть продиктованым их религиозностью...
Да, есть иудеи-атеисты :)


Хорошо это плохо, не знаю.

Лучше бы чаще упоминали о ценности и важности каждой человеческой жизни...


Ему повезло, хотя это слово в данном контексте так же уместно, как пуховик в жаркий солнечный день. Пленник вовремя обнаружил отверстие, которое, свались он в него, привело бы на дно глубокого колодца

Улыбнула про пуховик)
Ник, если не ошибаюсь, Достоевский когда читал несколько рассказов По, то среди них был и этот рассказ.
Приговорённый однажды к смертной казни.. по своему наверное видел этот рассказ: колодец двора, маятник солнца... режущий.

окажется маятник с острым лезвием на конце. Наблюдая за ускоряющимися движениями маятника, он вскоре утратит ощущение времени.

А символ жуткий: само время, надежда, режет и сводит с ума. Сердце маятник...

Все мы в некотором роде, как и герой, находимся под таким маятником, который с каждым очередным взмахом приближает финал. Скорость маятника неоднородна, она может ускоряться тогда, когда этого совсем не хочется.

Всё так, Ник. Помнишь я тебе рассказывал о мысли Шелли, что время в нас и возраст - фикция, и они зависят от того, насколько интенсивно мы чувствуем?
Понимаю, что это косвенно.. но всё же в этом есть некое сближение: можно в солнечный и мирный день идя с другом по парку так разно чувствовать, и друг друга и что-то и прошлого, какие-то его нечаянно брошенные слова, что для него это будет обычный солнечный день с мороженым в руке, а для тебя - осенний мглистый вечер с терзанием сердечным: маятник сердца по груди....

так и жизнь, если она не наполнена красками и разделёнными с другими переживаниями, может на определённом этапе превратиться в унылое бесконечное ожидание.

О, с другой стороны зашла в мысли Шелли)
Всё так, Ник. Мне вот тут подумалось... а если бы ещё туман напустить, чтобы скрыть маятник? Ужас...

Литература, музыка, живопись, архитектура могут подарить несказанное эстетическое наслаждение, но всё же не могут сравниться с тем счастьем, которое дарит общение с дорогими нам людьми.

Славная мысль пришла.
А мне другая пришла: как он туда попал? Истязаемый? Не помог ли ему... тоже, человек? И не помогло ли ему искусство и красота, не сойти с ума в этом аду ожидания Танталовой муки?
Круг замыкается: человек может стать другому и маятником и колодцем и.. спасением.
Впрочем, как и прохладная красота искусства, порой уводящая нас от людей и природы.

на случай, если кто-то дочитал до этого места)

Никуш все дочитали) И славно, что ещё такой бонус!

Статистика, дама довольно легкомысленная, показывает, что в других европейских странах было казнено большее число так называемых еретиков и пытки тамошние дознаватели применяли охотнее, чем представители инквизиции

Забавно про статистику) А про инквизицию такое мнение я уже слышал где-то. Вполне вероятно. Человек любит создавать не только бога по образу своему.. но и чудовищ.
Интересно как всегда было прочитать исторический экскурс, Ник.

А вот иллюстрация к этому рассказу По: Артур Бехер.
картинка laonov

Спасибо за хорошую рецензию, Ник, и за интересный экскурс в историю ( когда новая передача, кстати?))


Приговорённый однажды к смертной казни.. по своему наверное видел этот рассказ: колодец двора, маятник солнца... режущий.

Да... Я, когда читала, вспомнила "Последний день приговорённого к смерти" Гюго. Читала давно, но помню, что сильный текст против смертной казни.

Помнишь я тебе рассказывал о мысли Шелли, что время в нас и возраст - фикция, и они зависят от того, насколько интенсивно мы чувствуем?

Помню, Саш) Мне эта мысль очень понравилась... Время однозначно нелинейно...
Вот ты очень чутко написал про двух друзей. Как бы мы ни были с кем-то близки, всё-таки "чужая душа - немножко потёмки".. И, мне кажется, это хорошо)

Не помог ли ему... тоже, человек?

Собирательный человек - такое обоюдоострое понятие. И, что важно, один и тот же человек способен как на добрые поступки и великодушие, так и на подлости и измены...

Круг замыкается: человек может стать другому и маятником и колодцем и.. спасением.

Ну вот и ты об этом. Прекрасно сформулировал, Саш!

Вполне вероятно. Человек любит создавать не только бога по образу своему.. но и чудовищ.

При этом люди иногда своеобразно подходят к тем, кого они назначают на роль чудовищ. Если позволить себе отдалённую метафору... Пришёл учитель математики во второй класс, где 15 учеников. Дети ещё не знают таблицу умножения, а он им предлагает решить... скажем, квадратное уравнение. Естественно, никто из учеников этого сделать не может. Потом этот учитель идёт домой и записывает, что сегодня такой-то из всего класса не смог решить уравнение. Формально - он вроде прав, но по сути имеет место полное искажение и фальсификация происходящего. Вот так и с историей и её трактовками нередко бывает.
Иллюстрация Бехера очень эффектная, спасибо!

когда новая передача, кстати?))

:) Есть у меня под рукой книга про инквизицию... но тема какая-то мрачная.

Сашуль, большое тебе спасибо за чудесный комментарий!)


Да... Я, когда читала, вспомнила "Последний день приговорённого к смерти" Гюго. Читала давно, но помню, что сильный текст против смертной казни.

Ник, хочешь улыбнуться? Я имел в виду эпизод с казнью Достоевского, но в мыслях был именно этот рассказ Гюго. И вот ты выхватила эту мысль невысказанную)

Пришёл учитель математики во второй класс, где 15 учеников. Дети ещё не знают таблицу умножения, а он им предлагает решить...

А хороший пример...

Есть у меня под рукой книга про инквизицию... но тема какая-то мрачная.

Ника!! Чудесная будет статья-рецензия у тебя, уже заранее знаю! Только одна просьба есть... будь искренней и честной. Не оглядывайся на кого-то, на мнимых "критиков", и пиши так, как хочешь, несмотря на мрачность событий и текста ( у меня есть дивные фонарики... факелы)).
Буду стоять у входа в рецензию и раздавать всем желающим)
Так что, с нетерпением жду)


Только одна просьба есть... будь искренней и честной.

Славная просьба... и она всегда к месту)

Буду стоять у входа в рецензию и раздавать всем желающим)

Улыбнуло))
Спасибо за добрые слова, Саш! Хорошего тебе дня, плавно перетекающего в вечер)


Сколько же труда вложено в рецензию! Куча материала перекопана, графический роман прочитан, и даже постскриптум есть) Прочитав, уходишь со странички рецензии образованный) Спасибо, интересно!


Спасибо большое за внимание и отклик!!

Куча материала перекопана, графический роман прочитан, и даже постскриптум есть)

:) Графический роман случайно попался мне под руку, и пришёлся к месту))